Плавающий автомобиль амфибия ЗИС-485 БАВ, история создания, основные характеристики и особенности конструкции.

Первый и единственный отечественный трехосный плавающий автомобиль среднего класса с внешней системой регулирования давления в шинах был разработан известным советским конструктором В. А. Грачевым в 1949 году на Днепропетровском автомобильном заводе под маркой ДАЗ-485. После возвращения Грачева в июле 1951 года на Московский автозавод в ранге заместителя главного конструктора, машина была доработана и принята к производству. Первые четыре образца армейской амфибии ЗИС-485 (6×6) появились в конце июля 1952 года и на следующий год прошли всесторонние испытания по дорогам, бездорожью и водным просторам СССР.

Плавающий автомобиль амфибия ЗИС-485 БАВ, история создания, основные характеристики и особенности конструкции.

После этого плавающий автомобиль амфибия ЗИС-485 был принят на вооружение под аббревиатурой БАВ – большой автомобиль водоплавающий. Ставший основным самоходным десантным транспортным средством Советской Армии, выполнявшим также роль самодвижущегося парома.

Амфибия ЗИС-485 (БАВ) с внешним подводом воздуха к системе подкачки шин. 1955 год.

Плавающий автомобиль амфибия ЗИС-485 БАВ, история создания, основные характеристики и особенности конструкции

В конструктивном отношении новая амфибия была доработанной копией американского автомобиля DUKW-353 компании «Джи-Эм-Си». Советский аналог БАВ также был создан на шасси армейского грузовика. Но это был отечественный ЗИС-151, не столь уж сильно отличавшийся от подобных заокеанских машин военного времени.

Плавающий автомобиль ЗИС-485 служил для перевозки воинских грузов массой до 2,5 т. Мог передвигаться не только по местности или песчаной прибрежной полосе, но и с ходу форсировал небольшие реки, озера и прочие водные преграды. Доставляя до 3,5 т грузов при волнении до 4 баллов.

От базового автомобиля БАВ получил:

— 6-цилиндровый двигатель увеличенной до 110 л.с. мощности.
— 5-ступенчатую коробку передач с двухступенчатой раздаточной коробкой.
— Другие узлы ходовой части.

Однако привод колесных тормозов у него стал гидравлическим с вакуумным усилителем. Впервые в отечественной практике автомобиль ЗИС-485 оснащался всеми односкатными колесами с широкопрофильными тонкостенными шинами размером 11,00–18 (на поздних выпусках – восьмислойными 12,00–18) и централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах на стоянке или на ходу с подводом его к ступицам через наружные патрубки.

Плавающий автомобиль ЗИС-485 с задним откидным бортом и двумя аппарелями.

Плавающий автомобиль ЗИС-485 с задним откидным бортом и двумя аппарелями

Сварной цельнометаллический водоизмещающий кузов понтонного типа имел передний отсек управления (рубку) и заднее грузовое помещение для доставки до 25 солдат или пушек калибра до 152 мм. В кормовой части машины устанавливали аппарели для погрузки и разгрузки техники с помощью 5-тонной лебедки, смонтированной за кабиной. При этом герметизированный задний борт сделали откидным. А полезная площадь грузового отсека была увеличена до 11 м2. На плаву использовались трехлопастной гребной винт диаметром 635 мм и водяной руль.

В комплектацию амфибии ЗИС-485 входили:

— Водооткачивающий трюмный насос.
— Шкиперское оснащение.
— Компас.
— Спасательный круг.
— Якорь.

ЗИС-485 имел снаряженную массу 7250 кг. Габаритные размеры – 9533x2475x2635 мм и дорожный просвет – 285 мм. На шоссе он развивал скорость 65 км/ч, на плаву – 10,7 км/ч. При этом средний расход топлива составлял 47 литров на 100 км и 30 л/ч соответственно. А запас хода – 450 км и 6,5 часов.

Единственным вариантом серийной амфибии была опытная машина ЗИС-485Б, построенная в середине 1950-х годов. Она снабжалась однодисковым сцеплением, синхронизированной коробкой передач, новой коробкой отбора мощности и телескопическими амортизаторами в передней подвеске.

С 1958 года на базе ЗИЛ-157 выпускался модернизированный вариант ЗИЛ-485А. Система подкачки от первой амфибии впоследствии применялась на опытных грузовиках ЗИС-151, бронетранспортерах БТР-152В и новых армейских машинах ЗИЛ-157.

По материалам книги «Автомобили Советской Армии 1946-1991».
Евгений Кочнев