Прямозубая раздаточная коробка Уаз, схема работы, механизм управления, общий конструктивный недостаток.

Прямозубая раздаточная коробка, устанавливаемая на автомобили Уаз, механическая, двухступенчатая с понижающей передачей, без межосевого дифференциала, с нейтральной передачей и возможностью отключения переднего ведущего моста, с приводом спидометра на 624 оборота/километр.

Всего выпускалось два вида прямозубых раздаточных коробок имеющих одну и туже принципиальную схему, но внутренне отличавшихся модулем и количеством зубьев шестерен включения переднего и заднего моста. Общее устройство и принцип работы прямозубой раздаточной коробки рассмотрен в этом материале

Прямозубая раздаточная коробка Уаз с модулем зубьев шестерен 3.5.

Передаточное число понижающей передачи на этой раздатке составляло — 1.94. Прямозубые раздаточные коробки для четырех и пятиступенчатых коробок передач были не взаимозаменяемы. Присоединительная плоскость картера раздаточной коробки применяемой с четырехступенчатой коробкой передач имеет прилив-упор подшипника промежуточного вала коробки передач.

Прямозубая раздаточная коробка Уаз, схема работы, механизм управления, общий конструктивный недостаток

Прямозубая мелкомодульная раздаточная коробка Уаз с модулем зубьев шестерен 2.5.

Мелкомодульная раздаточная коробка имела понижение 1.47, внешне ничем не отличалась от раздатки с модулем зубьев 3.5 и была с ней полностью взаимозаменяема комплектом. Отличие состояло в модуле и количестве зубьев шестерни включения переднего и заднего мостов, и зубчатых венцов валов привода заднего и переднего мостов.

В мелкомодульной они были выполнены с модулем 2.5 мм вместо обычного 3.5 мм. В результате число зубьев шестерни включения переднего и заднего мостов увеличилось с 27 до 43, а число зубьев венца валов привода переднего и заднего мостов с 34 до 41, а передаточное число понижающей передачи уменьшилось.

Общая схема работы прямозубой раздаточной коробки Уаз.

Общая схема работы прямозубой раздаточной коробки Уаз

Механизм переключения передач прямозубой раздаточной коробкой Уаз.

Однорычажный — один рычаг поочередно включает передний мост, затем нейтральную и понижающую передачу.

Однорычажный механизм переключения передач прямозубой раздаточной коробкой Уаз

Двухрычажный — один рычаг для включения переднего моста, второй — для включения нейтральной и пониженной передачи.

Двухрычажный механизм переключения передач прямозубой раздаточной коробкой Уаз

На двухрычажном механизме есть встроенная блокировка которая не позволяет включить пониженную передачу до тех пор, пока не будет включен передний мост, и наоборот — не позволяет выключить передний мост, пока включена понижающая передача.

На автомобилях Уаз капотной схемы один или оба рычага установлены непосредственно на раздатке, а на автомобилях семейства Уаз-3741 вагонной компоновки соединяются с ней при помощи механизма дистанционного управления.

Механизм дистанционного управления раздаточной коробкой Уаз-3741

Применяемость прямозубых раздаточных коробок с приводом спидометра на 624 оборота/километр на Уаз.
Для автомобилей семейства Уаз-3151 :

— мосты с бортовыми редукторами : 469-1800020 — понижение 1.94.
— одноступенчатые мосты : 31512-1800020 — понижение 1.94, 31514-1800022-50 с понижением 1.47.

Для автомобилей семейства Уаз-3160 :

— с четырехступенчатой коробкой передач : 3159-1800021-10 с понижением 1.94 и 3160-1800020-02 с понижением 1.47.
— с пятиступенчатой коробкой передач : 3159-1800021-60 с понижением 1.94 и 31603-1800020 с понижением 1.47.

Для автомобилей семейства Уаз-3741 вагонной компоновки :

— с одноступенчатыми мостами : 3741-1800020 — понижение 1.94.

Общий конструктивный недостаток прямозубой раздаточной коробки приводивший к выбиванию пониженной передачи.

Прямозубая раздаточная коробка обладала конструктивным недостатком который заключался в том, что вторичный вал коробки передач не имел внутри нее двух достаточно жестких опор. И если при движении на заднем или полном приводе вторичный вал получал вторую опору через ведущую шестерню на вале привода заднего моста, то при включении пониженной передачи эта опора терялась по причине выхода шлицевого венца ведущей шестерни из шлицевого отверстия шестерни вала привода заднего моста.

В результате, за счет возникающих люфтов вторичный вал получал большую свободу перемещения, возникали перекосы. Пятно контакта на зубьях ведущей шестерни и понижающей шестерни промежуточного вала смещалось. Возникала большая осевая нагрузка, что в итоге приводило к выбиванию пониженной передачи в раздаточной коробке. По мере износа шестерен и подшипников этот недостаток только усугублялся.

Возросшая мощность двигателя и масса начавшихся выпускаться серийно автомобилей семейства Уаз-3160, а затем и Уаз-3162 еще больше обострили проблему выбивания понижающей передачи под нагрузкой, но ее радикального решения на автозаводе так и не придумали, все ограничилось несколькими доработками.

Похожие статьи:

Добавить комментарий