Легковой армейский вездеход вермахта Horch 108 Тур 1а, общие сведения, типы шасси и кузова, бронеавтомобили на базе вездехода Horch 108.

Легковой армейский вездеход вермахта Horch 108 Тур 1а первых лет выпуска был оснащен 3,5 литровым двигателем Horch и механическими тормозами. Обозначение Тур 1а использовалось только для идентификации шасси. Кузова классифицировались Kfz индексами согласно их назначению. 

Легковой армейский вездеход вермахта Horch 108 Тур 1а, общие сведения, типы шасси и кузова, бронеавтомобили на базе вездехода Horch 108.

Первое шасси компании Auto-Union/Horch для тяжелого армейского пассажирского автомобиля (Eincheitsfahrgestell II fuer schwerer Personenkraftwagen) начало выпускаться в 1935 году. Согласно заданию, предполагалось двоякое использование стандартного шасси. Во-первых, в качестве легкового автомобиля с двигателем в передней части шасси. Во-вторых, в виде бронеавтомобиля с задним расположением мотора.

Легковой армейский вездеход вермахта Horch 108 Тур 1а первых лет выпуска был оснащен 3,5 литровым двигателем Horch и механическими тормозами

Именно последнее применение в основном и предопределило разработку шасси с управляемыми и ведущими колесами на обеих осях Тур 1а и в следующей модификации lb (1939–1940 гг.). Коробка скоростей имела 5 передач вперед и одну назад. На автомобилях была независимая подвеска каждого колеса. Длинноходовые амортизаторы включались в зависание, чтобы предотвратить повреждения в рулевых тягах. Использование четырех ведущих колес на высоких скоростях часто вело к потере автомобилем управляемости и заносам.

Бронеавтомобиль Horch 108 Sd.Kfz.222.

Легковой армейский вездеход вермахта Horch 108 Тур 1а, общие сведения, типы шасси и кузова, бронеавтомобили на базе вездехода Horch 108

Одновременно производилось два типа шасси Horch 108. Сначала тип Einheitsfahrgestell I fuer sPkw, предназначенный для тяжелых легковых автомобилей с передним расположением двигателя. Он оснащался механическими тормозами и 3,5 литровым двигателем. Второе шасси с гидравлическими тормозами и 3,8 литровым двигателем Horch, установленным в задней части рамы, предназначалось для использования в бронеавтомобилях.

Бронеавтомобиль Horch 108 Sd.Kfz.221.

Бронеавтомобиль Horch 108 Sd.Kfz.221

Оба шасси были обеспечены довольно большими радиаторами, которые вполне удовлетворительно охлаждали двигатели при различных атмосферных условиях на всех широтах. От зимней Финляндии до Северной Африки.

Производство автомобилей Horch 108 Тур 1а и Тур 40.

Производство автомобиля начиналась в 1938 году. Практически все изготовленные автомобили имели тот же тип шасси до 1940, когда были произведены упрощения. В 1940 году компания Ford в Берлине начала выпуск того же шасси, но с 3,6 литровым V8 двигателем Ford, мощностью 78 л.с. Все машины после 1940 года имели упрощенные шасси.  Запасные колеса с подвесов переехали внутрь кузова.

Бронеавтомобиль Horch 108 Sd.Kfz.221 MG.

Бронеавтомобиль Horch 108 Sd.Kfz.221 MG

Этот вариант машины обозначался как Тур 40. Шасси Horch 108 Тур 40 оснащалось двигателем Horch или Ford в зависимости от места изготовления. Производство Horch 108 прекратилось в 1941 году, уступая производственные мощности автомобилям, выпускавшемся по Schell программе, полностью реорганизовавшей автомобилестроение в военных целях.

Легковые автомобили Auto-Union/Horch присутствовали практически на всех полях сражений Второй мировой войны и стали одними из самых распространенных легковых машин вермахта, представленных в различных версиях. В основном в вермахте использовалось 7 типов небронированных спецмашин на шасси Horch 108:

— Закрытый фургон: Kfz.31 и Kfz.24.
— Открытый кузов: Kfz.7, Kfz.23, Kfz.69, Kfz.85 и Kfz.81.
— Бронированный корпус: Sd.Kfz.247.
— Бронированный корпус на специальном шасси: Sd. Kfz 221.

Бронеавтомобиль Horch 108 Sd.Kfz.221 с защитными бронеколпаками на колесах.

Бронеавтомобиль Horch 108 Sd.Kfz.221 с защитными бронеколпаками на колесах

Эта модель Horch 108 имела запасные колеса, перенесенные внутрь кузова. Модель снабжена гидравлическими тормозами взамен механических и две заливные горловины бензобаков. Одна в средней части машины, другая – сзади. Эта модель была оборудована 3,8 литровым двигателем Horch с двумя карбюраторами. Мощность двигателя увеличена с 75 л.с. у 3,5 литрового двигателя до 90 л.с. у 3,8 литрового.

Легкие мобильные машины противовоздушной обороны Horch 108 Kfz.81.

Наиболее интересными были легкие машины противовоздушной обороны Horch 108 Kfz.81. Эта машина имела экипаж из семи человек и несла 20-мм зенитное орудие Тур 30. Боекомплект составлял 800 выстрелов. Эти мобильные зенитные установки широко использовались на Восточном фронте, а также в Северной Африке в Rommel Afrika Korps во время его наступления на Египет.

Их было много в 90-й легкой дивизии и парашютном «батальоне Рамке» (по фамилии командира – Ramcke). Несмотря на то, что Horch 108 Kfz.81 считали очень удачной машиной и широко использовали на всех фронтах, опыт их эксплуатации свидетельствовал о сильной перегрузке шасси. Дефектные ведомости часто включают трещины и поломки рам. Особенно в районе передней поперечины. Поломки пружин и срез заклепок в местах крепления лафета автоматического орудия.

20-мм зенитка оказалась слишком тяжелой для Horch 108 при эксплуатации машин на дорогах с хорошим покрытием. Немаловажным недостатком оказалась и малая мощность двигателя для полностью загруженной машины.

Другие модификации вездехода Horch 108.

В течение 1939-40 годов производились машины Тур «EG 1». Они оснащались 3,5 литровыми двигателями Horch, имели механические тормоза и максимальную скорость до 80 км/ч. С 1941 по 1943 года выпускался Тур «V». Эти шасси оснащались 3,8 литровым двигателем Horch с гидравлическими тормозами и максимальной скоростью до 90 км/ч. Они также отличались в трансмиссии.

Бронеавтомобиль Horch 108 Sd.Kfz.223.

Бронеавтомобиль Horch 108 Sd.Kfz.223

Если учесть, что двигатель, сцепление и коробка скоростей были интегрированы в один модуль, то можно сказать, что компоновка машины была полукапотной. Водитель располагался частично над силовым агрегатом. Эти шасси именовались «Schwerer Wehmachts-Personenkraftwagen II». Они имели раму длиной около 3 метров и могли использоваться в качестве 1,5 тонных грузовиков.

Бронеавтомобиль Horch 108 Sd.Kfz.260.

Бронеавтомобиль Horch 108 Sd.Kfz.260

Производство «Einheitsfahrgestelles II fuer schweren Personenkraftwagen» было начато на фирме Auto-Union/Horch в Цвиккау в 1938 году. Машины Auto-Union/Horch как и Ford оснащались специальными кузовами для различных применений. Общий выпуск составил около 5000 экземпляров. Из них 2020 действительно стали автомобилями, остальные оделись в броню.

Бронеавтомобиль Horch 108 Sd.Kfz.247 Ausf.B.

Бронеавтомобиль Horch 108 Sd.Kfz.247 Ausf.B

Из них Einheitsfahrgestell II fuer sPkw, Тур «а» (шасси №№ 100 001–100 350) имело четыре ведущих и управляемых колеса с двумя запасными колесами без дополнительных колес по бортам кузова. Шасси Einheitsfahrgestell II fuer sPkw, Тур «b» (порядковые №№ 120 001–120 650) имели только два управляемых колеса.

А шасси Einheitsfahrgestell II fuer sPkw, Тур «1a» (шасси с №№ выше 100 351) имели четыре управляемых с парой дополнительных колес по бортам кузова. Установленными на подшипниках для повышения проходимости на местности.

Шасси Einheitsfahrgestell II fuer sPkw, Тур «1b» (номера выше 120 651) имели два управляемых колеса. Einheitsfahrgestell II fuer sPkw, Тур «1с» (шасси №№ выше 140 001) имело два управляемых колеса без бортовых средних запасок. Auto-Union/Horch выпустил 2904 шасси всех моделей. Ford на своем берлинском филиале – 1901 шасси.

По материалам книги «Horch 108 Тур 1a и Тур 40, стандартные легковые вездеходы вермахта».
П. Н. Сергеев.