Главная функция комплексной микропроцессорной системы управления (КМПСУД) двигателем УМЗ-4216.10 экологического класса Евро-3, это оптимизация работы двигателя на всех возможных режимах эксплуатации с точки зрения улучшения тяговых, топливных и экологических показателей.
Комплексная микропроцессорная система управления (КМПСУД) двигателя УМЗ-4216 Евро-3.
Составляющими элементами КМПСУД являются : соединенные между собой посредством жгута низковольтных проводов контроллер (электронный блок управления), датчики, исполнительные механизмы и антитоксичная система. Датчики собирают информацию о текущем режиме работы двигателя и передают ее в контроллер, который после обработки полученных сведений, воздействует на исполнительные механизмы и реле, обеспечивая работу систем питания и зажигания.
Основными факторами, оказывающими определяющее воздействие на работу двигателя и которыми в первую очередь оперирует контроллер, являются длительность впрыска топлива и угол опережения зажигания.
Схема КМПСУД двигателя УМЗ-4216 Евро-3.
Контроллер — электронный блок управления двигателем 57.3763 М10.3.
Преобразует и обрабатывает информацию, поступающую от датчиков. В соответствии с реализованным алгоритмом управления он формирует сигналы управления исполнительными механизмами, а также информационные и диагностические сигналы, запоминает коды неисправностей. Контроллер поддерживает диагностический канал обмена данными со специальной диагностической аппаратурой.
Вид на разъем контроллера М10.3.
Назначение выводов контроллера М10.3 57.3763.
Антитоксичная система двигателя УМЗ-4216 Евро-3.
Антитоксичная система совместно с КМПСУД должна обеспечивать соответствие автомобиля по выбросам вредных веществ экологическому стандарту Евро-3.
Каталитический нейтрализатор 2310.1206005-30 антитоксичной системы УМЗ-4216.
Трехкомпонентный, окислительно-восстановительного типа, служит для снижения концентрации вредных веществ в отработавших газах. Внутри нейтрализатора происходят химические реакции, в результате которых одни токсичные компоненты окисляются, а другие восстанавливаются до безвредных веществ.
Управляющий датчик кислорода Delphi 25.368889.
Установлен в выпускной системе до каталитического нейтрализатора и служит для определения наличия кислорода в отработавших газах. Оборудован встроенным электрическим подогревателем.
Диагностический датчик кислорода Delphi 25.368889.
Установлен после каталитического нейтрализатора и помогает контроллеру следить за эффективностью работы нейтрализатора. В случае снижения степени очистки отработавших газов до уровня, не соответствующего экологическому стандарту Евро-3, КМПСУД информирует водителя автомобиля путем зажигания индикатора неисправностей на панели приборов.
Адсорбер 22171-1164010.
Представляет собой резервуар с активированным углем, который задерживает топливные испарения и выпускает в атмосферу только воздух.
Клапан продувки адсорбера 21103-1164200-02.
Служит для удаления из адсорбера в двигатель топливных испарений при условии исключения существенного отклонения состава топливо-воздушной смеси от расчетного значения.
Гравитационный клапан.
Исключает вытекание топлива из топливного бака в случае переворота автомобиля.
Клапан давления 21214-1164080.
Поддерживает небольшое избыточное давление паров топлива в топливном баке и регулирует их поступление в адсорбер.
Датчики КМПСУД двигателя УМЗ-4216 Евро-3.
Датчик положения коленчатого вала — датчик частоты 23.3847 или 406.387060-01.
Индуктивного типа, работает в паре с диском синхронизации имеющим 60 зубьев, два из которых удалены. Просечка зубьев является фазовой отметкой положения коленчатого вала двигателя : начало 20-го зуба диска соответствует ВМТ первого или четвертого цилиндров двигателя, отсчет зубьев начинается после просечки по ходу вращения коленчатого вала.
Датчик служит КМПСУД для синхронизации управления исполнительными механизмами с работой механизма газораспределения двигателя. Датчик установлен в передней части двигателя, справа, на фланце крышки шестерен распредвала. Номинальный зазор между торцом датчика и зубом диска синхронизации должен быть в пределах 0.51-2 мм.
Датчик положения распределительного вала — датчик фазы BOSCH PG-3.1 0 232 103 006 или 406.3847050-03.
Интегральный датчик на основе эффекта Холла (магниторезистивного эффекта) со встроенным усилителем и формирователем сигнала. Датчик работает в паре со штифтом-отметчиком распределительного вала : середина штифта-отметчика распредвала совпадает с серединой первого зуба диска синхронизации.
Датчик служит для определения фазы ВМТ (верхняя мертвая точка) первого цилиндра, то есть позволяет определить начало очередного цикла вращения двигателя. Датчик установлен в передней части двигателя, слева, на крышке шестерен распредвала. Номинальный зазор между торцом датчика и штифтом-отметчиком должен быть в пределах 0.7-1.5 мм.
Датчик температуры охлаждающей жидкости 234.3828000.
Резистивного типа, служит для контроля за тепловым состоянием двигателя. Датчик установлен в корпусе насоса системы охлаждения двигателя УМЗ-4216.
Датчик абсолютного давления со встроенным датчиком температуры воздуха 5WK96930-R.
Установлен в ресивере и предназначен для измерения в нем давления, которое меняется в зависимости от нагрузки, и одновременного определения температуры входящего в двигатель воздуха. Датчик состоит из диафрагмы и пьезоэлектрической цепи, изменяющей свое сопротивление пропорционально давлению в ресивере.
Датчик детонации GT305 или 18.3855.
Пьезоэлектрического типа, применяется в системе управления углом опережения зажигания. Датчик служит для определения наличия детонации в цилиндрах двигателя и позволяет контроллеру корректировать угол опережения зажигания. Датчик установлен на специальной гайке, крепящей головку блока, справа, между вторым и третьим цилиндрами.
Датчик положения дроссельной заслонки BOSCH 0 280 122 001 или НРК1-8.
Резистивного типа, установлен на корпусе дроссельного устройства. Подвижная часть датчика соединена с осью дроссельной заслонки. Датчик представляет собой потенциометр, выходное напряжение которого зависит от текущего углового положения дроссельной заслонки.
Датчик неровной дороги 28.3855.
Измеряет ускорения кузова автомобиля и служит для блокировки идентификации пропусков воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя.
Датчик скорости 02110-00-4021391-002.
Необходим для определения скорости движения автомобиля и определения режима работы двигателя.