Система управления двигателями ЗМЗ-40522 и ЗМЗ-40524 на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705, схемы, коды ошибок и неисправностей, особенности системы управления и зажигания.

Двигатели ЗМЗ-40522 и ЗМЗ-40524 на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 оборудованы микропроцессорной системой управления. Она объединяет неразрывно связанные между собой подсистемы питания и зажигания. Управляет обеими подсистемами электронный блок управления (ЭБУ) двигателем МИКАС 7.1 или МИКАС 7.2 (двигатель ЗМЗ-40522), или МИКАС 11 (ЗМЗ-40524), получающий информацию о состоянии двигателя от датчиков, контролирующих различные рабочие параметры системы. 

Система управления двигателями ЗМЗ-40522 и ЗМЗ-40524 на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705, схемы, коды ошибок и неисправностей, особенности системы управления и зажигания.

Блок управления МИКАС 7.1 или МИКАС 7.2 (двигатель ЗМЗ-40522), или МИКАС 11 ( двигатель ЗМЗ-40524) непрерывно контролирует с помощью датчиков:

— Нагрузку двигателя.
— Скорость движения автомобиля.
— Тепловое состояние двигателя и окружающей среды.
— Оптимальность процесса сгорания в цилиндрах двигателя.

На основе полученной информации блок обеспечивает оптимальный состав горючей смеси в каждый конкретный момент работы двигателя. Это позволяет получить максимальную мощность при минимально возможном расходе топлива и низкой токсичности отработавших газов. Кроме того, по сигналам датчиков ЭБУ корректирует угол опережения зажигания, что обеспечивает работу двигателя без детонации, с оптимальным углом опережения зажигания.

Микропроцессорный электронный блок управления МИКАС 7.1 или МИКАС 7.2 (двигатель ЗМЗ-40522) или МИКАС 11 ( двигатель ЗМЗ-40524) выполняет следующие функции:

— Формирует импульсы электрического тока для работы катушек зажигания с оптимальным углом опережения зажигания.
— Формирует импульсы для работы форсунок с оптимальной продолжительностью впрыска топлива.
— Обеспечивает работу всей системы в резервном режиме (в случае выхода из строя отдельных элементов системы).
— Диагностирует исправность датчиков и исполнительных устройств.
— Проверяет исправность собственной схемы.

Дополнительно блок управляет электропитанием топливного насоса и подачей воздуха в момент пуска. Работа блока в комплексе позволяет получить оптимальные показатели — мощностные, экономичности и токсичности. В ЭБУ двигателем предусмотрен режим самодиагностики, с помощью которого можно определить неисправности в системе.

Процедура самодиагностики блока управления МИКАС 7.1 или МИКАС 7.2 двигателем ЗМЗ-40522 аналогична процедуре самодиагностики ЭБУ двигателей ЗМЗ-4061 и ЗМЗ-4063 и различается только наборами кодов ошибок и неисправностей. Для диагностики блока управления МИКАС 11 двигателем ЗМЗ-40524 требуется специальный диагностический мотор-тестер.

Принципиальная схема системы управления двигателем ЗМЗ-40522 на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705.

Принципиальная схема системы управления двигателем ЗМЗ-40522 на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705

Хранящиеся в памяти коды неисправностей можно удалить при отсоединении провода от клеммы «минус» аккумуляторной батареи на время более 10 секунд. При проведении работ с элементами системы управления двигателем следите за тем, чтобы зажигание было выключено во избежание повреждения электронного блока.

Необходимо учесть, что при отключении аккумуляторной батареи накопленная в оперативной памяти информация о состоянии двигателя стирается и при первом пуске двигатель может работать неудовлетворительно. Для адаптации системы управления, пустив двигатель, дайте ему поработать на холостом ходу не менее 1 минуты. Затем прогрейте двигатель до рабочей температуры и совершите на автомобиле заезд не менее 1 км в режиме частичной нагрузки.

Коды ошибок и неисправностей системы управления двигателем ЗМЗ-40522 с блоком управления МИКАС 7.1 или МИКАС 7.2.

12 — Режим начала диагностики (работоспособность самодиагностики).
13 — Низкий уровень сигнала датчика массового расхода воздуха.
14 — Высокий уровень сигнала датчика массового расхода воздуха.
15 — Низкий уровень сигнала датчика абсолютного давления.
16 — Высокий уровень сигнала датчика абсолютного давления.
17 — Низкий уровень сигнала датчика температуры поступающего воздуха.
18 — Высокий уровень сигнала датчика температуры поступающего воздуха.

21 — Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости.
22 — Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости.
23 — Низкий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки.
24 — Высокий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки.
25 — Низкий уровень напряжения бортовой сети.
26 — Высокий уровень напряжения бортовой сети.
27 — Неисправность датчика положения коленчатого вала (синхронизации).

31 — Низкий уровень сигнала первого корректора CO.
32 — Высокий уровень сигнала первого корректора CO.
33 — Низкий уровень сигнала второго корректора CO.
34 — Высокий уровень сигнала второго корректора CO.
35 — Низкий уровень сигнала первого датчика концентрации кислорода.
36 — Высокий уровень сигнала первого датчика концентрации кислорода.
37 — Низкий уровень сигнала второго датчика концентрации кислорода.
38 — Высокий уровень сигнала второго датчика концентрации кислорода.

41 — Неисправность цепи первого датчика детонации.
42 — Неисправность цепи второго датчика детонации.
43 — Низкий уровень сигнала клапана рециркуляции отработавших газов.
44 — Высокий уровень сигнала клапана рециркуляции отработавших газов.
45 — Низкий уровень сигнала клапана продувки адсорбера.
46 — Высокий уровень сигнала клапана продувки адсорбера.
47 — Низкий уровень сигнала усилителя рулевого управления.
48 — Высокий уровень сигнала усилителя рулевого управления.

51 — Неисправность блока управления 1.
52 — Неисправность блока управления 2.
53 — Неисправность датчика положения коленчатого вала (синхронизации).
54 — Неисправность датчика положения распределительного вала (фазы).
55 — Неисправность датчика скорости автомобиля.

Схема системы управления двигателем ЗМЗ-40522 на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705.

Система управления двигателями ЗМЗ-40522 и ЗМЗ-40524 на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705, схемы, коды ошибок и неисправностей, особенности системы управления и зажигания

61 — Несанкционированный перезапуск блока управления.
62 — Неисправность ОЗУ блока управления.
63 — Неисправность ПЗУ блока управления.
64 — Неисправность чтения энергонезависимой памяти ЭБУ.
65 — Неисправность записи энергонезависимой памяти ЭБУ.
66 — Неисправность при чтении кода идентификации БУ.
67 — Ошибка иммобилизатора.

71 — Низкая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу.
72 — Высокая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу.
73 — Богатая смесь при регулировке по первому датчику концентрации кислорода.
74 — Бедная смесь при регулировке по первому датчику концентрации кислорода.
75 — Богатая смесь при регулировке по второму датчику концентрации кислорода.
76 — Бедная смесь при регулировке по второму датчику концентрации кислорода.
79 — Неисправность при управлении EGR по SEGR.

81-84 — Максимальное смещение угла опережения зажигания регулировки по детонации в 1 -4 цилиндрах.
91-94 — Неисправность в цепи зажигания 1 -4 (короткое замыкание).
99 — Неисправность формирователя высокого напряжения.

131 — Неисправность форсунки 1 (короткое замыкание).
132 — Неисправность форсунки 1 (обрыв).
133 — Неисправность форсунки 1 (короткое замыкание на «массу»).
134 — Неисправность форсунки 2 (короткое замыкание).
135 — Неисправность форсунки 2 (обрыв).
136 — Неисправность форсунки 2 (короткое замыкание на «массу»)
137 — Неисправность форсунки 3 (короткое замыкание)
138 — Неисправность форсунки 3 (обрыв)
139 — Неисправность форсунки 3 (короткое замыкание на «массу»).

141 — Неисправность форсунки 4 (короткое замыкание).
142 — Неисправность форсунки 4 (обрыв).
143 — Неисправность форсунки 4 (короткое замыкание на «массу»).

167 — Неисправность цепи реле бензонасоса (короткое замыкание).
168 — Неисправность цепи реле бензонасоса (обрыв).
169 — Неисправность цепи реле бензонасоса (короткое замыкание на «массу»).

Электрическая схема системы управления двигателем ЗМЗ-40524 на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705.

Электрическая схема системы управления двигателем ЗМЗ-40524 на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705

171 — Неисправность цепи клапана рециркуляции (короткое замыкание).
172 — Неисправность цепи клапана рециркуляции (обрыв).
173 — Неисправность цепи клапана рециркуляции (короткое замыкание).
174 — Неисправность цепи клапана продувки адсорбера (короткое замыкание).
175 — Неисправность цепи клапана продувки адсорбера (обрыв).
176 — Неисправность цепи клапана продувки адсорбера (короткое замыкание на «массу»).
177 — Неисправность цепи главного реле (короткое замыкание).
178 — Неисправность цепи главного реле (обрыв).
179 — Неисправность цепи главного реле (короткое замыкание на «массу»).

181 — Неисправность цепи лампы диагностики (короткое замыкание).
182 — Неисправность цепи лампы диагностики (обрыв).
183 — Неисправность цепи лампы диагностики (короткое замыкание на «массу»).
184 — Неисправность цепи тахометра (короткое замыкание).
185 — Неисправность цепи тахометра (обрыв).
186 — Неисправность цепи тахометра (короткое замыкание на «массу»).

191 — Неисправность цепи реле кондиционера (короткое замыкание).
192 — Неисправность цепи реле кондиционера (обрыв).
193 — Неисправность цепи реле кондиционера (короткое замыкание на «массу»).
194 — Неисправность цепи реле вентилятора системы охлаждения (короткое замыкание).
195 — Неисправность цепи реле вентилятора системы охлаждения (обрыв).
196 — Неисправность цепи реле вентилятора системы охлаждения (короткое замыкание на «массу»).

231-234 — Неисправность в цепи зажигания 1-4 (обрыв).
241-244 — Неисправность в цепи зажигания 1-4 (короткое замыкание на «массу»).
251 — Неисправность цепи прожига датчика массового расхода воздуха (короткое замыкание).
252 — Неисправность цепи прожига датчика массового расхода воздуха (обрыв).
253 — Неисправность цепи прожига датчика массового расхода воздуха (короткое замыкание на «массу»).

Резервный режим работы системы управления двигателями ЗМЗ-40522 и ЗМЗ-40524 на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705.

В случае выхода из строя датчиков положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха, фазы или детонации, система переходит на резервный режим работы, позволяющий автомобилю доехать своим ходом до места ремонта. О переходе на резервный режим система информирует водителя включением лампы сигнализатора системы управления двигателем.

Непродолжительная работа двигателя в таком режиме не может стать причиной выхода его из строя. Однако пуск двигателя может быть затруднен, ухудшится приемистость автомобиля, возрастут расход топлива и токсичность отработавших газов.

Особенность системы управления автомобилей ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 с двигателем ЗМЗ-40524.

Особенностью конструкции автомобилей ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 с двигателем ЗМЗ-40524 является наличие второго (диагностического) датчика концентрации кислорода. Он установлен на выходе нейтрализатора, работает по тому же принципу что и управляющий датчик.

Сигнал, вырабатываемый диагностическим датчиком концентрации кислорода, указывает на наличие кислорода в отработавших газах после нейтрализатора. Если нейтрализатор работает нормально, показания диагностического датчика будут значительно отличаться от показаний управляющего датчика.

Особенности системы зажигания двигателей ЗМЗ-40522 и ЗМЗ-40524 на автомобилях ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705.

Система зажигания двигателя ЗМЗ-40522 аналогична системе зажигания, применяемой на двигателях ЗМЗ-4061 и ЗМЗ-4063, и включает в себя две катушки зажигания, четыре свечи зажигания А14ДВР, угловые наконечники свечей зажигания и провода высокого напряжения.

Особенность системы зажигания двигателя ЗМЗ-40524 состоит в наличии четырех отдельных катушек зажигания, установленных непосредственно на свечах зажигания, вместо двух отдельно установленных катушек, обслуживающих по два цилиндра двигателя каждая.

Электронный блок управления обрабатывает данные, полученные от датчиков системы, и управляет катушками зажигания, подавая на них импульсы низкого напряжения. В двигателе ЗМЗ-40522 искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах: 1-м и 4-м или 2-м и 3-м, а в двигателе ЗМЗ-40524 — в соответствии с порядком работы цилиндров. В системе зажигания нет механических подвижных деталей, поэтому в процессе эксплуатации ей не требуется регулировок и технического обслуживания.