Задняя передача мотоцикла ИМЗ Урал, устройство, принцип действия, особенности конструкции, обслуживание и ремонт, каталожные номера узлов и деталей задней передачи.

Задняя передача мотоцикла ИМЗ Урал предназначена для передачи вращающего момента заднему колесу и для подбора общего передаточного отношения трансмиссии. В нее входят карданная передача (карданный вал с двумя шарнирами) и собственно главная задняя передача.

Задняя передача мотоцикла ИМЗ Урал, устройство, принцип действия, особенности конструкции, обслуживание и ремонт, каталожные номера узлов и деталей задней передачи.

Карданная передача служит для передачи вращающего момента от коробки передач к главной передаче. Кроме того, карданная передача сглаживает нагрузки. Возникающие в трансмиссии в результате неравномерности вращающего момента, развиваемого двигателем. И в результате взаимодействия колеса с дорогой.

Передний шарнир карданной передачи состоит из двух вилок. Одна из которых установлена на вторичном валу коробки передач, а вторая — на карданном валу. Вилки между собой соединены через резиновое кольцо, которое во избежание разрушения имеет стальной бандаж. Такая конструкция позволяет вилкам совершать угловые перемещения относительно друг друга и передавать крутящий момент при угловых колебаниях карданного вала относительно коробки передач.

При возникновении динамических нагрузок в трансмиссии, вилки проворачиваются относительно друг друга на некоторый угол в результате деформации резины. Тем самым сглаживая динамические нагрузки, вызванные неравномерностью вращения. Таким образом, кроме основной функции — передачи крутящего момента шарнир выполняет еще и функцию гасителя.

Для предотвращения радиального смещения вилок относительно друг друга вследствие деформации резины карданный вал имеет на переднем конце специальное отверстие. Оно центрирует вал на шаровом наконечнике вторичного вала коробки передач.

Главная задняя передача мотоцикла ИМЗ Урал, узлы и детали.

Задняя передача мотоцикла ИМЗ Урал, устройство, принцип действия, особенности конструкции, обслуживание и ремонт, каталожные номера узлов и деталей задней передачи Главная задняя передача мотоцикла ИМЗ Урал, узлы и детали

Карданный вал может поворачиваться и относительно главной передачи. Так как ось качания маятника заднего колеса не совпадает с осью качания переднего шарнира. Для обеспечения подвижного соединения карданного вала и главной передачи на заднем конце карданного вала установлен шарнир — крестовина на игольчатых подшипниках.

Главная задняя передача предназначена для передачи вращающего момента на заднее колесо и подбора общего передаточного отношения трансмиссии. Вращающий момент передается парой конических зубчатых колес со спиральными зубьями с передаточным отношением 1 : 4,62 (8 и 37 зубьев). Каждое зубчатое колесо установлено в картере на двух подшипниках. Одном шариковом и одном роликовом (игольчатом).

При работе конической пары возникают значительные осевые силы. Они стремятся отодвинуть зубчатые колеса друг от друга. Для восприятия этих сил и обеспечения правильного зацепления снаружи каждого зубчатого колеса установлен шариковый радиально-упорный подшипник. У шестерни двухрядный.

Внутренние игольчатые подшипники служат для предотвращения перекоса зубчатых колес и воспринимают только радиальную нагрузку. Таким образом, положение зубчатых колес в картере определяется только положением шариковых подшипников.

Схема размещения подшипников и сальников мотоцикла ИМЗ Урал.

Схема размещения подшипников и сальников мотоцикла ИМЗ Урал

Положение двухрядного подшипника и соответственно ведущего зубчатого колеса не требует регулировки и обеспечивается за счет точного изготовления картера и самого зубчатого колеса. Положение ведомого зубчатого колеса и зазор в зацеплении зависят от точности изготовления многих деталей. Самого зубчатого колеса, его ступицы, картера, крышки картера, прокладки.

Для обеспечения оптимального зазора в зацеплении между крышкой и подшипником ведомого зубчатого колеса устанавливают регулировочные прокладки. Увеличив толщину прокладок, можно уменьшить зазор и наоборот.

На хвостовик ведомого зубчатого колеса устанавливают на шлицах вилку заднего карданного шарнира и крепят ее клином. Причем скошенная грань клина должна быть направлена вперед. Между вилкой и подшипником предусмотрены регулировочные прокладки. Суммарная толщина которых должна быть такой, чтобы при забивании клина вилка сместилась назад и зажала подшипник на хвостовике зубчатого колеса.

За счет передачи вращающего момента к заднему колесу на главную передачу действует реактивный момент. Он стремится провернуть передачу относительно маятника заднего колеса. Для противодействия этому моменту в крышке задней передачи сделан паз. В который входит лапа маятника. Крышка дополнительно крепится к лапе четырьмя шпильками.

Наименования и каталожные номера узлов и деталей главной задней передачи мотоцикла ИМЗ Урал.

Наименования и каталожные номера узлов и деталей главной задней передачи мотоцикла ИМЗ Урал Наименования и каталожные номера узлов и деталей главной задней передачи мотоцикла ИМЗ Урал

Наименования и каталожные номера узлов и деталей главной задней передачи, задняя передача мотоцикла ИМЗ Урал Наименования и каталожные номера узлов и деталей главной задней передачи, задняя передача мотоцикла ИМЗ Урал

Наименования и каталожные номера узлов и деталей главной задней передачи, задняя передача мотоцикла ИМЗ Урал

Эксплуатация и ремонт задней передачи.

В процессе эксплуатации необходимо следить за надежностью крепления узлов и деталей задней передачи. В первые 500 километров пробега мотоцикла желательно проверить и при необходимости подтянуть винты крепления крышки сальника. А в дальнейшем необходимо периодически проверять (подтягивая ключом) гайки крепления главной передачи к маятнику.

Одним из признаков ослабления винтов крепления крышки сальника является наличие масла на ступице и ободе заднего колеса. Правда, масло может появиться и при заливке его больше нормы (100-150 см3). И в результате разрушения самого сальника. И при соскакивании пружины сальника при неаккуратной сборке.

Ремонт главной передачи заключается в замене изношенных деталей. Необходимость замены зубчатых колес возникает при увеличении бокового зазора до 0,6 мм и более. Замерять боковой зазор можно только при отсутствии осевого люфта у ведущего зубчатого колеса. При наличии люфта зазор замеряют, предварительно вытянув зубчатое колесо на себя до упора. Зазор должен быть 0,1-0,3 мм.

На практике можно считать, что задняя передача собрана правильно, если рукой ощущается очень незначительный люфт. А ведомое зубчатое колесо проворачивается легко на полный оборот. Зубчатые колеса необходимо менять парами. Так как на заводе они подбираются комплектно и прикатываются друг к другу.

Если задняя передача разобрана, надо проверить сальники. Иногда они не имеют видимых повреждений. Однако резина со временем стареет, теряет эластичность и растрескивается. Сальник необходимо заменить, если в районе рабочей кромки сальника материал на ощупь жесткий. А после его деформации руками появляются трещины.