Трансмиссионные масла для автомобиля, основные функции и свойства, как классифицируются трансмиссионные масла.

Трансмиссионным маслам уделяется гораздо меньше внимания, чем моторным. Однако надежная эксплуатация автомобилей возможна лишь при условии, если применяются качественные трансмиссионные масла во всех узлах и механизмах.

Трансмиссионные масла для автомобиля, основные функции и свойства, как классифицируются трансмиссионные масла.

Работа масла в трансмиссии современного автомобиля имеет специфические особенности. Это высокие контактные давления, скорости скольжения и широкий диапазон температур. Пусковые свойства и длительную работоспособность масла необходимо обеспечивать в интервале рабочей температуры от 60 до 150 градусов. В зоне контакта зубьев шестерен фактическая температура может быть на 150–200 градусов выше.

Трансмиссионные масла в автомобиле выполняют следующие основные функции.

— Предохранение поверхностей трения от износа, задира, питтинга (коррозии).
— Предотвращение поломки отдельных элементов, например зубьев.
— Снижение потерь энергии на трение.
— Отвод тепла из зоны контакта трущихся поверхностей.
— Снижение шума и вибрации.
— Уменьшение ударных нагрузок.

В зоне контакта некоторых элементов трансмиссии наблюдаются гидравлическое, смешанное и граничное трение. По мере совершенствования конструкции узлов и агрегатов и повышения интенсивности их работы доминирующим становится граничное и смешанное трение.

Трансмиссионные масла для автомобиля, основные функции и свойства, как классифицируются трансмиссионные масла

Для обеспечения пуска трансмиссии при наиболее низкой температуре и для снижения потерь на трение в передачах вязкость трансмиссионного масла должна быть минимальной. А для обеспечения высокой несущей способности масляной пленки и предотвращения потерь масла через уплотнения – максимальной.

При хороших низкотемпературных свойствах и минимально допустимой вязкости при пуске и разогреве агрегатов автомобиля трансмиссионные масла должны обладать:

— Достаточными противозадирными и противопиттинговыми свойствами.
— Быть стойкими к окислению, физически стабильными.
— Противодействовать коррозии меди и пенообразованию.
— Обладать необходимой совместимостью с резиновыми уплотнениями.
— Иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой.

Как классифицируются трансмиссионные масла.

Отечественная классификация трансмиссионных масел отражена в ГОСТ 17479.2-85. Трансмиссионные масла разделяются по вязкости на четыре класса. В каждом из них ограничены кинематическая вязкость при 100 градусах и отрицательная температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 000 мПа-с. Предельная величина, при которой возможна надежная работа агрегатов трансмиссии.

Свойства трансмиссионных масел по классам вязкости ГОСТ 17479.2-85.

Свойства трансмиссионных масел по классам вязкости ГОСТ 17479.2-85

В зависимости от эксплуатационных свойств и возможных областей применения, трансмиссионные масла для трансмиссии автомобилей, тракторов и другой мобильной наземной техники отнесены к пяти группам. По ГОСТ 17479.2-85 трансмиссионные масла маркируют по уровню напряженности работы и классам вязкости.

Например, в маркировке ТМ-5-18.

— Обозначение ТМ – это начальные буквы слов «трансмиссионное масло».
— Цифра 5 – группа по эксплуатационным свойствам.
— 18 – класс.

В США и Западной Европе получили распространение две системы классификации автотракторных трансмиссионных масел.

SAE J306 – по вязкости. Разработана Американским обществом автомобильных инженеров.
API – по эксплуатационным свойствам. Разработана Американским нефтяным институтом.

Трансмиссионные масла по классификации SAE J306 (JUL98).

Трансмиссионные масла по классификации SAE J306 JUL98

Эти классификации дополняют одна другую, их совместное использование обеспечивает правильный выбор трансмиссионного масла для агрегатов автомобиля. Согласно последней редакции SAE J306 (JUL98), при описании класса вязкости трансмиссионного масла в обозначении можно использовать:

— Число с буквой W, например, SAE 75W.
— Только число (SAE 80).
— Комбинацию двух чисел с буквой W (SAE 75W-90).

В последнем случае вначале должен быть указан сорт с буквой W, после которой ставится дефис. Другие варианты написания неприемлемы. Маркировка с двумя буквами W исключается. Трансмиссионные масла, отвечающее требованиям SAE 75W, SAE 85W и SAE 90, имеет обозначение SAE 75W-90, но не SAE 75W-85W-90.

По материалам книги «Советы автомеханика: техобслуживание, диагностика, ремонт».
Сергей Савосин.

Похожие статьи: