Рабочие тормоза колес грузопассажирских автомобилей семейства УАЗ-452 приводятся в действие с помощью гидравлического привода. Он состоит из тормозной педали, главного цилиндра, трубопроводов с соединительной арматурой и колесных цилиндров.
Устройство гидравлического привода рабочих тормозов УАЗ-452.
Педаль тормоза вместе с педалью сцепления, главным цилиндром и штампованными кронштейнами составляют единый блок, который прикреплен к панели приборов и рейке панели передка кабины автомобиля. Педаль тормоза верхним концом с помощью пальца соединена с вилкой толкателя поршня главного цилиндра.
Корпус главного цилиндра гидравлического привода тормоза выполнен в одной отливке с резервуаром для рабочей жидкости. Сверху к резервуару крепится болтами крышка, имеющая отверстие для заливки жидкости, которое закрывается резьбовой пробкой. Для постоянного сообщения резервуара с атмосферным воздухом в пробке имеется отверстие. Для предотвращения выплескивания тормозной жидкости через указанное отверстие пробка снабжена отражателем.
Внутри цилиндра находятся поршень с уплотнительными манжетами, выпускной и впускной клапаны. Между поршнем и внутренней манжетой установлена шайба. Возвратная пружина постоянно прижимает поршень главного цилиндра с уплотнительными манжетами к упорной шайбе, удерживаемой стопорным кольцом. Противоположным концом пружина прижимает к седлу впускной клапан, создавая в системе гидравлического привода тормозов некоторое постоянное избыточное давление жидкости.
Полость цилиндра сообщается с резервуаром для жидкости двумя отверстиями. Компенсационное отверстие диаметром 0,7 мм соединяет резервуар с рабочей полостью цилиндра. Второе отверстие диаметром 6 мм является перепускным. Оно соединяет резервуар с нерабочей полостью цилиндра, заключенной между наружной и внутренней уплотнительными манжетами. Внутренняя полость главного цилиндра со стороны толкателя защищена от попадания пыли и влаги резиновым колпаком.
Принцип работы гидравлического привода рабочих тормозов УАЗ-452.
Главный цилиндр соединен с колесными цилиндрами тормозов системой трубопроводов, состоящих из стальных двухслойных трубок, гибких шлангов, штуцеров, муфт и тройников. При нажатии на тормозную педаль толкатель перемещает поршень, который манжетой перекрывает компенсационное отверстие, разобщая полость тормозного цилиндра с резервуаром.
При дальнейшем движении поршня внутри цилиндра повышается давление, под действием которого тормозная жидкость преодолевает силу пружины выпускного клапана и открывая выпускной клапан, проходит в тормозную магистраль. Под действием давления жидкости поршни колесных цилиндров перемещаются и прижимают тормозные колодки к барабанам.
При отпускании педали поршень главного цилиндра и педаль с толкателем под действием соответственно возвратной и оттяжной пружин возвращаются в исходное положение. Жидкость из колесных цилиндров под давлением, создаваемым стяжными пружинами тормозных колодок, возвращается по трубопроводам обратно в главный цилиндр, открывая впускной клапан. При этом давление в системе плавно падает.
Когда давление упадет настолько, что возвратная пружина будет в состоянии преодолеть его и закрыть впускной клапан, перетекание жидкости прекратится. Это происходит при давлении в тормозной системе в 0,8-1,2 кгс/см2. В следствии наличия избыточного давления в тормозной системе манжеты плотно прилегают к стенкам цилиндров.
При обратном ходе поршня главного цилиндра заполнение рабочей полости цилиндра жидкостью отстает от перемещения поршня в следствии слабого напора, создаваемого стяжными пружинами колесных тормозов, и сопротивления трубопроводов и впускного клапана, поэтому в рабочей полости главного цилиндра создается некоторое разрежение, величина которого определяется темпом оттормаживания.
Под действием этого разрежения жидкость из резервуара через перепускное отверстие и отверстия в головке поршня перетекает в рабочую полость цилиндра, отжимая стальную шайбу и кромку внутренней манжеты. По мере возвращения жидкости из системы ее излишек в рабочей полости главного цилиндра выходит в резервуар главного цилиндра через компенсационное отверстие.
Таким образом после каждого хода поршня рабочая полость цилиндра всегда заполнена жидкостью, и возможно повторное торможение. Если по каким-либо причинам, наличие воздуха в системе, не отрегулированы тормоза или привод, не хватает хода педали для затормаживания автомобиля, то необходимо быстро 2-3 раза нажать на педаль тормоза. В этом случае главный цилиндр гидравлического привода будет работать как насос, накачивающий жидкость в колесные цилиндры тормозов.