Устройство рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4, конструкция, вакуумный усилитель, главный тормозной цилиндр, тормозные механизмы колес, каталожные номера узлов и деталей.

Автомобиль ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4 оборудован двумя независимыми тормозными системами: рабочей и стояночной. Задача рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4 обеспечить торможение при движении автомобиля. Она имеет гидравлический привод. Стояночная тормозная система затормаживает автомобиль на стоянке и имеет механический привод.

Устройство рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4, конструкция, вакуумный усилитель, главный тормозной цилиндр, тормозные механизмы колес, каталожные номера узлов и деталей.

Рабочая тормозная система ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4 гидравлическая, двухконтурная. С регулятором давления, вакуумным усилителем и датчиком недостаточного уровня жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Один контур рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4 связан с рабочими цилиндрами передних и задних колес. Другой контур только с рабочими цилиндрами передних колес.

В нормальном режиме (когда тормозная система исправна) работают оба контура. При отказе (разгерметизации) одного из контуров второй обеспечивает торможение автомобиля. Хотя и с меньшей эффективностью.

Узлы и детали рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Узлы и детали рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4

Схема работы рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Схема работы рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4

Наименования и каталожные номера узлов и деталей привода рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Наименования и каталожные номера узлов и деталей привода рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4

Вакуумный усилитель рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4, конструкция.

Для снижения усилия на педали тормоза служит вакуумный усилитель. Он использует разрежение во впускном коллекторе работающего двигателя. Вакуумный усилитель диафрагменного типа работает по принципу перепада давления в вакуумной и атмосферной камерах. Вследствие чего создается дополнительное усилие на поршень главного тормозного цилиндра при нажатии на педаль тормоза.

Вакуумный усилитель расположен между толкателем педали и главным тормозным цилиндром. Он крепится гайками к кронштейну на переднем щите в моторном отсеке. Усилитель не разборный. При выходе из строя его заменяют.

Устройство вакуумного усилителя автомобиля ВАЗ-21214М Лада 4х4.

Устройство вакуумного усилителя автомобиля ВАЗ-21214М Лада 4х4

Устройство вакуумного усилителя автомобиля ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214i.

Устройство вакуумного усилителя автомобиля ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214i

Простейшая проверка вакуумного усилителя рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

На автомобиле с неработающим двигателем несколько раз нажимаем на педаль тормоза. Затем, удерживая педаль нажатой, пускаем двигатель. При исправном усилителе после пуска двигателя педаль должна уйти вперед. Помните, что отказ в работе или недостаточная эффективность вакуумного усилителя могут быть вызваны и негерметичностью шланга, отбирающего разрежение из впускной трубы.

Главный тормозной цилиндр рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Главный тормозной цилиндр крепится к корпусу вакуумного усилителя на двух шпильках. На штуцеры в верхней части цилиндра надеты шланги, по которым в цилиндр подается жидкость из тормозного бачка. На бачок нанесены метки максимального и минимального уровней жидкости. В крышке смонтировано сигнальное устройство с поплавком, замыкающим контакты при понижении уровня тормозной жидкости.

Винты в нижней части цилиндра ограничивают перемещение поршней. Винты уплотнены медными или алюминиевыми прокладками. В передней части цилиндра (по направлению движения автомобиля) ввернута заглушка. Служащая упором возвратной пружины и также уплотненная медной или алюминиевой прокладкой. В отверстия по бокам цилиндра ввернуты штуцеры тормозных трубок. В передние отверстия — контура, подводящего жидкость к передним колесам, в задние — ко всем колесам.

Устройство главного тормозного цилиндра автомобиля ВАЗ-21214М Лада 4х4.

Устройство главного тормозного цилиндра автомобиля ВАЗ-21214М Лада 4х4

Устройство главного тормозного цилиндра автомобиля ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214i.

Устройство главного тормозного цилиндра автомобиля ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214i

Тормозные механизмы передних колес ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Тормозные механизмы передних колес дисковые, с трехпоршневой плавающей скобой. Верхний поршень приводится от одного контура (вместе с поршнями рабочих цилиндров задних колес). Два нижних — от другого. Блок цилиндров закреплен в суппорте на двух направляющих и зафиксирован подпружиненным фиксатором.

Между блоком цилиндров и суппортом расположены колодки. Внутренняя опирается на поршни цилиндров. Наружная — на прилив суппорта. Суппорт может перемещаться в направляющей колодок, поджимаясь к ней двумя подпружиненными рычагами. Направляющая колодок жестко прикреплена двумя болтами к поворотному кулаку. От отворачивания болты фиксируются краями защитного кожуха. Их отгибают на грани болтов после затяжки.

Тормозные диски — чугунные.

— Минимальная толщина диска при износе: 9,5 мм.
— Максимально допустимое биение (на наибольшем радиусе): 0,15 мм.
— Минимально допустимая толщина накладок колодок передних тормозов: 1,5 мм.

Устройство тормозного механизма переднего и заднего колеса ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Устройство тормозного механизма переднего и заднего колеса ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4

Наименования и каталожные номера узлов и деталей тормозного механизма переднего колеса ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Наименования и каталожные номера узлов и деталей тормозного механизма переднего колеса ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4

Тормозные механизмы задних колес ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Тормозные механизмы задних колес — барабанные. С двухпоршневыми колесными цилиндрами и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. Устройство автоматической регулировки зазора расположено в колесном цилиндре и представляет собой два упругих стальных разрезных кольца (по одному на каждый поршень), установленных на поршнях с осевым зазором 1,25-1,65 мм.

Упругость кольца подобрана таким образом, чтобы оно не смещалось по зеркалу цилиндра от усилия стяжных пружин колодок, а лишь от усилия поршней. По мере износа колодок поршни при торможении перемещают кольца по цилиндрам, поддерживая постоянный расчетный зазор между колодками и барабаном.

В случае повреждения зеркала цилиндра из-за механических примесей в тормозной жидкости или коррозии, кольца и поршни могут «закиснуть» в цилиндре, потеряв подвижность. В этом случае необходимо заменить цилиндры и тормозную жидкость.

Тормозные барабаны — алюминиевые. С залитыми чугунными кольцами (рабочая поверхность).

— Номинальный внутренний диаметр барабана: 250 мм.
— Допускается проточка барабанов при износе. Наибольший допустимый диаметр (при износе или после проточки): 251 мм.

Устройство тормозного механизма заднего колеса ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Устройство тормозного механизма заднего колеса ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4

Рабочий цилиндр тормозного механизма заднего колеса ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Рабочий цилиндр тормозного механизма заднего колеса ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4

Наименования и каталожные номера узлов и деталей тормозного механизма заднего колеса ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Наименования и каталожные номера узлов и деталей тормозного механизма заднего колеса ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4

Регулятор давления рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Регулятор давления служит для снижения тормозного усилия на задней оси. Это предотвращает занос автомобиля при торможении. Он ограничивает давление в задних тормозных механизмах в зависимости от положения задней части кузова относительно дороги. При увеличении нагрузки на заднюю ось, когда сцепление задних колес с дорогой улучшается, регулятор обеспечивает большее давление в колесных цилиндрах. И наоборот, с уменьшением нагрузки давление падает.

Регулятор крепится двумя болтами к кронштейну в правой задней части кузова и приводится упругим рычагом, прикрепленным через тягу к балке заднего моста. С увеличением нагрузки на заднюю ось автомобиля упругий рычаг также нагружается. Передавая усилие на поршень регулятора.

При нажатии на педаль тормоза давление жидкости стремится выдвинуть поршень наружу, чему препятствует усилие со стороны рычага. Когда система приходит в равновесие, клапан, расположенный в регуляторе, изолирует задние тормозные цилиндры от главного тормозного. Не допуская дальнейшего роста тормозного усилия на задней оси.

За счет овальности отверстий в кронштейне регулятор можно поворачивать, изменяя его положение относительно рычага. Для продления срока службы регулятора в защитный резиновый колпачок закладывают 5-6 г смазки ДТ-1 или графитовой. Ею же покрывают ось, через которую проходит рычаг, и выступающую часть поршня. Регулятор давления разбирать не рекомендуется, при выходе из строя его заменяют.

Схема установки регулятора давления задних тормозов ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Схема установки регулятора давления задних тормозов рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4

Детали привода регулятора давления задних тормозов ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Детали привода регулятора давления задних тормозов рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4

Регулятор давления задних тормозов в нерабочем положении.

Регулятор давления задних тормозов рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 в нерабочем положении

Наименования и каталожные номера деталей привода регулятора давления рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Наименования и каталожные номера деталей привода регулятора давления рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4

Педаль тормоза.

Подвесного типа. Закреплена на одной оси с педалью сцепления, вращается в двух пластмассовых втулках. Снабжена возвратной пружиной. Над педалью расположен выключатель стоп-сигналов. Его контакты замыкаются при нажатии педали. Свободный ход педали тормоза должен составлять 3-5 мм.

Проверка эффективности работы рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4.

Проверять эффективность работы рабочей тормозной системы ВАЗ-21213 Лада Нива и ВАЗ-21214 Лада 4х4 желательно на специальных тормозных стендах. В крайнем случае ориентировочную комплексную оценку работы тормозной системы можно провести на ровной горизонтальной площадке, закрытой для движения транспорта. Желательно, чтобы площадка была покрыта тонким слоем песка.

Автомобиль без нагрузки (за исключением водителя) разгоните на первой передаче до скорости примерно 15 км/ч. Резко нажмите на педаль тормоза так, чтобы колеса заблокировапись, и не отпускайте педаль до полной остановки автомобиля.

Выйдите из автомобиля и осмотрите тормозные следы, оставленные колесами автомобиля. Если тормозные следы передних колес (L лев. пер., L прав. пер.) несколько длиннее задних (L лев. задн., L прав, задн.), при этом значения длины следов слева и справа одинаковы, то рабочая тормозная система исправна. В противном случае отремонтируйте систему.

Похожие статьи: