Тормозная жидкость стандартов DOT 3, DOT 4, DOT 5.1, свойства, проверка состояния, замена, правила смешивания тормозных жидкостей разных классов.

Тормозная жидкость, это субстанция, благодаря которой энергия в гидроприводе тормозной системы автомобиля передастся исполнительным механизмам. Замена тормозной жидкости чрезвычайно важна, потому что, если в такую жидкость попадает влага, она оказывается в системе. Проникает в главный тормозной цилиндр и идет дальше, по пути окисляя внутренние металлические поверхности. А при интенсивном торможении еще и вскипеть может. Сделав эффективность замедления крайне низкой.

Тормозная жидкость стандартов DOT 3, DOT 4, DOT 5.1, свойства, проверка состояния, замена, правила смешивания тормозных жидкостей разных классов.

Высокие температуры в тормозах и гигроскопичность тормозной жидкости приводят к ее обводнению и преждевременному старению. В этих условиях тормозная жидкость может отрицательно влиять на резиновые манжетные уплотнения тормозных цилиндров. Вызывать коррозию металлических деталей.

Но наибольшую опасность для работы тормозов представляет возможность появления в жидкости пузырьков пара и газа. Образующихся при высоких температурных режимах эксплуатации из-за низкой температуры кипения самой жидкости, а также при наличии в ней воды.

При нажатии на педаль тормоза пузырьки газа сжимаются, и так как объем главного тормозного цилиндра невелик (5-15 мл), даже сильное нажатие на педаль может не привести к росту необходимого тормозного давления. То есть тормоз не сработает из-за наличия в системе паровых пробок.

Тормозная жидкость стандартов DOT 3, DOT 4, DOT 5.1, свойства, проверка состояния, замена, правила смешивания тормозных жидкостей разных классов

Таким образом, можно заключить, что износ тормозной жидкости связан, во-первых, с тем, что она гигроскопична, то есть впитывает в себя влагу. От этого снижается температура кипения, и при сильном нагреве влага преобразуется в пар. В отличие от жидкости пар сжимается и не передает требуемое давление колесным цилиндрам.

Во-вторых, тормозная жидкость работает как смазка в главном и рабочих цилиндрах, вымывая продукты трения, то есть мелкую металлическую пыль. От абразивного износа и внешнего воздействия первыми страдают резиновые манжеты (цилиндр начинает подтекать). Затем появляются повреждения корпуса цилиндра, а потом быстро распространяется коррозия.

Проверка состояния тормозной жидкости.

Со временем тормозная жидкость теряет свои свойства, поэтому ее состояние необходимо проверять не реже одного раза в год и при необходимости производить замену. Несвоевременная замена может привести к проблемам в работе всей системы.

Приступая к диагностике следует проверить уровень тормозной жидкости в бачке. Падение уровня в большинстве случаев связано с износом фрикционных материалов тормозной системы (колодок, реже дисков), но может являться и признаком утечки.

Тормозная жидкость должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Однако невозможно точно определить качество тормозной жидкости, полагаясь лишь на визуальные характеристики. Необходимо проверить ее с помощью тестера. Он чаще всего устанавливается на расширительный бачок гидравлической тормозной системы и подключается к аккумуляторной батарее автомобиля.

Замена тормозной жидкости.

Измеренная температура кипения сравнивается с минимальными допустимыми значениями для стандартов DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. На основании чего выносится заключение о необходимости замены жидкости. Тормозную жидкость необходимо заменять только полностью. Выполнив все предписанные производителем процедуры по устранению воздуха из гидравлической системы.

При каждой замене тормозной жидкости необходимо прокачивать тормоза. Также это необходимо делать при возникновении каких-либо проблем в гидравлической схеме. То есть при любом вмешательстве в гидравлику обязательно надо прокачивать тормоза. Однако при замене колодок/дисков обычно такая необходимость не возникает.

Утилизация тормозной жидкости.

Утилизация тормозных жидкостей вызывает определенные проблемы, поскольку сами по себе эти жидкости достаточно токсичны. Просто сливать их в канализацию, конечно же, нельзя, нужно использовать специальное оборудование и потом уже прибегать к помощи специализированных организаций, занимающихся утилизацией технических отходов.

Разные классы и отличия тормозной жидкости.

Главное отличие тормозных жидкостей класса DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 состоит в:

— Составе жидкости.
— Температуре кипения.
— Способности к абсорбации.

Стоимость тормозной жидкости прямо пропорционально зависит от температуры кипения. Чем больше температура, тем стоимость тормозной жидкости выше.

Состав тормозных жидкостей DOT 3, DOT 4, DOT 5.1.

Основой тормозной жидкости DOT 3 являются различные соединения гликолей (двухатомных спиртов). Использование гликоля удешевляет стоимость жидкости, но при этом такая тормозная жидкость имеет большую гигроскопичность. Это приводит к снижению температуры кипения тормозной жидкости и недолгому сроку службы.

Для DOT 4 в качестве основы используются соединения сложных эфиров с борной кислотой. Борная кислота, входящая в состав жидкости, при контакте с влагой полностью нейтрализует ее.

Это приводит к образованию меньшего количества влаги по сравнению с жидкостью DOT 3, а также более долгому поддержанию заданного уровня температуры кипения и увеличивает срок службы тормозной жидкости. Тормозная жидкость класса DOT 4 относится к высококачественным тормозным жидкостям.

Высшей ступенью развития тормозных жидкостей является класс DOT 5.1, он имеет сходный состав с жидкостью DOT 4, но большую температуру кипения, что позволяет ее использовать в тормозных механизмах гоночных автомобилей, а также в мототехнике.

Правила смешивания тормозных жидкостей разных классов.

Все тормозные жидкости класса DOT смешиваются между собой. Но необходимо придерживаться правила, что более высокий класс жидкости можно добавлять в более низкий, а наоборот нельзя.

Это значит, что, если в автомобиле была залита тормозная жидкость DOT 3, вы можете долить жидкость класса DOT 4 или DOT 5.1. Это приведет к улучшению свойств жидкости DOT 3. И наоборот, если в автомобиле была залита жидкость класса DOT 5.1, ни в коем случае нельзя доливать DOT 3 или DOT 4. Это может привести к заклиниванию и выходу из строя тормозной системы автомобиля.

По материалам журнала «Автокомпоненты».
Антон Пилот.