РС950, РС951, РС951-А, РС950-Е, РС950-И, РС950-П, электронные реле-прерыватели указателей поворота и аварийной сигнализации, устройство, принцип работы, схема.

Применение электронных реле-прерывателей РС950, РС951, РС951-А, РС950-Е, РС950-И, РС950-П указателей поворота и аварийной сигнализации позволяет снизить зависимость параметров световых сигналов от внешних факторов. Это повышает безопасность движения. Электронные реле-прерыватели контролируют исправность ламп указателей поворота, что очень важно для эксплуатации автомобиля.

РС950, РС951, РС951-А, РС950-Е, РС950-И, РС950-П, электронные реле-прерыватели указателей поворота и аварийной сигнализации, устройство, принцип работы, схема.

Контактно-транзисторный реле-прерыватель РС950 указателей поворота для 12-вольтных систем электрооборудования обеспечивает прерывистый сигнал не только указателей поворота автомобиля-тягача и прицепа при маневрировании, но и подачу сигналов об аварийном состоянии автомобиля мигающим светом ламп всех указателей поворота.

Частота проблесковых сигналов не зависит от числа включенных ламп. Переключатель S1 позволяет контролировать исправность ламп автомобиля-тягача и прицепа при включении указателей поворота для сигнализации о маневрировании.

Контактно-транзисторный реле-прерыватель РС950 состоит из:

— Задающего генератора импульсов.
— Исполнительного электромагнитного реле К1.
— Реле К2 контроля исправности сигнальных ламп автомобиля-тягача.
— Реле КЗ исправности сигнальных ламп прицепа.

При включенном зажигании, но нейтральном положении переключателя S1 и выключателя аварийной сигнализации S2 (ВК422) реле-прерыватель находится под напряжением. Однако генератор импульсов не действует. Транзистор VT1 закрыт, так как к его переходу эмиттер-база через резисторный мост R1, R2, R4 и R5, подведено запирающее напряжение. Закрытый транзистор VT1 размыкает цепи баз и удерживает в состоянии отсечки транзисторы VT2 и VT3. Обмотка исполнительного реле К1 отключена от источника тока. Контакты реле К1:1 разомкнуты.

При включении указателей поворота или аварийной сигнализации конденсатор С начинает заряжаться. Одновременно параллельно резистору R4 подключается цепочка R6-VD1 через замкнутые контакты переключателя S1 или выключателя S2, обмотки реле К2 и КЗ и холодные нити ламп указателей поворота одного или двух бортов автомобиля-тягача и прицепа. Это приводит к понижению потенциала эмиттера транзистора VT1.

Электрическая схема контактно-транзисторного реле-прерывателя РС950.

Электрическая схема контактно-транзисторного реле-прерывателя РС950

Транзистор VT1 и далее транзисторы VT2 и VT3 переходят в состояние насыщения. Ток поступает в обмотку реле К1. Контакты реле К1:1 замыкаются и включают лампы указателей поворота. Конденсатор С начинает разряжаться, но в процессе разряда удерживает транзистор VT1 в состоянии насыщения. После разряда конденсатора С транзисторы VT1, VT2 и VT3 переходят в состояние отсечки. Электроснабжение обмотки реле К1 прекращается.

Яркость свечения ламп указателей поворота резко снижается, так как ток в них проходит через резисторы R5, R6 и диод VD1. Цепочка R10-VD2 гасит ЭДС самоиндукции в обмотке исполнительного реле К1 при запирании транзистора VT3. Диод VD4 предохраняет реле-прерыватель от импульсов напряжения обратной полярности генератора импульсов при резком изменении нагрузки.

После размыкания контактов К1:1 лампы остаются подключенными к реле-прерывателю. Однако, несмотря на параллельную работу цепочки R6-VD1 и резистора R4, транзистор VT1 в течение некоторого времени удерживается в закрытом состоянии вследствие заряда конденсатора С. При уменьшении силы зарядного тока конденсатора до определенного уровня транзистор VT1 вновь открывается. В дальнейшем процесс генерации импульсов тока повторяется.

Каждая из обмоток двухобмоточных реле К2 и КЗ пропускает токи ламп указателей поворота одного борта тягача или прицепа. В случае перегорания одной из ламп, сила тока уменьшается, контакты реле не замыкаются и соответствующая контрольная лампа не загорается.

Работа реле в режиме аварийной сигнализации.

Аварийная сигнализация включается независимо от положения переключателя указателей поворота S1 и выключателя зажигания. При этом контрольные лампы указателей поворота не горят. Так как обе обмотки двухобмоточных реле К2 и КЗ включены встречно. При протекании тока по двум обмоткам суммарное магнитное поле равно нулю и контакты К2:1 или К3:1 не замыкаются. Выключатель аварийной сигнализации ВК422 имеет свой индикатор-лампу в ручке выключателя. Она мигает синхронно с лампами двух бортов автомобиля-тягача и прицепа.

Расположение элементов на плате реле-прерывателя РС950.

Расположение элементов на плате реле-прерывателя РС950

Все элементы реле-прерывателя РС950 расположены на общей печатной плате и заключены в пластмассовый корпус. Для подключения к схеме электрооборудования автомобиля на крышке предусмотрены две штекерные колодки. Одна — для автомобиля-тягача. Другая для прицепа.

Номинальная мощность контрольных ламп реле-прерывателя РС950 и его модификаций не должна превышать 3 Вт. Металлокерамические контакты К1:1 коммутируют ток силой до 30 А, достигаемый в момент включения ламп.

Реле-прерыватель указателей поворота РС951 и РС951-А.

Реле-прерыватель указателей поворота РС951 применяемый в 24-вольтных системах электрооборудования, имеет схему аналогичную схеме реле-прерывателя РС950. Однако отличается номинальными параметрами резисторов и обмоток.

Отличительной особенностью реле-прерывателя РС951-А является применение электронной защиты от коротких замыканий в цепях электроснабжения сигнальных ламп указателей поворота. Короткое замыкание приводит к резкому увеличению падения напряжения на резисторе R12. Превышение потенциала эмиттера над потенциалом базы становится достаточным для перехода транзистора VT4 в состояние насыщения, через эмиттер-коллекторный переход которого подается управляющий сигнал на тиристор VS.

Тиристор открывается. Потенциал эмиттера транзистора VT1 повышается, и он закрывается. Запирание транзистора VT1 приводит к запиранию транзисторов VT2, VT3 и размыканию контактов К1:1 исполнительного реле К1. Генератор импульсов перестает работать. Это предотвращает перегорание обмоток реле К2 и КЗ контрольных ламп.

Электрическая схема реле-прерывателя РС951-А.

Электрическая схема реле-прерывателя РС951-А

Конденсатор С2 исключает срабатывание электронной защиты от одиночных сигналов. Диод VD5 ограничивает максимальную величину смещения на базе транзистора VT4 на уровне 0,7-0,8 В. Чтобы после срабатывания электронной защиты снова включить реле-прерыватель, необходимо устранить неисправность. Снять напряжение (для выключения тиристора) и вновь подключить реле-прерыватель к источнику тока.

Реле-прерыватель РС951-А предназначен для работы в 24-вольтной системе электрооборудования автомобиля с прицепом. Он способен коммутировать сразу шесть основных сигнальных ламп мощностью по 21 Вт.

Электронный реле-прерыватель РС950-Е.

В электронном реле-прерывателе РС950-Е предназначенном для автомобилей с двухрежимной световой сигнализацией, для формирования импульсов тока используется специализированная микросхема К224ГГ2. При включенном переключателе указателей поворота или выключателе аварийной сигнализации генератор импульсов работает с частотой, определяемой конденсатором и резисторами, подключенными к выводам 1-4 микросхемы К224ГГ2.

Электрическая схема реле-прерывателя РС950-Е.

Электрическая схема реле-прерывателя РС950-Е

При прохождении тока сигнальных ламп указателей поворота, работающих в режиме маневрирования, через обмотки реле К2 и КЗ замыкаются герметизированные магнитоуправляемые контакты (герконы) КЭМ-2А. Транзистор КТ816Г открывается и подключает контрольную лампу к источнику тока.

Геркон состоит из стеклянного баллона. Внутри него установлены две пружинные контактные пластины из ферромагнитного материала. Поверх баллона намотаны две обмотки в противоположных направлениях. При прохождении тока по какой-либо обмотке создается магнитное поле, вызывающее намагничивание обеих контактных пластин, которые, притягиваясь друг к другу замыкают электрическую цепь.

Так как герконовые реле К2 и КЗ имеют по две встречно намотанных обмотки, в режиме аварийной сигнализации контрольная лампа не горит. При перегорании лампы указателя поворота соответствующая обмотка реле К2 или КЗ отключается от источника тока и один из герконов не замыкается. Контроль за работой сигнальных ламп осуществляется отдельно для передних и задних фонарей.

Реле-прерыватель РС950-И и РС950-П.

Реле-прерыватель РС950-И дополнительно предусматривает контроль сигнальных ламп указателей поворота прицепа, поэтому содержит три геркона 2, 3 и 4 с обмотками управления.

Электрическая схема реле-прерывателя РС950-И.

Электрическая схема реле-прерывателя РС950-И

Электрическая схема реле-прерывателя РС950-П.

Электрическая схема реле-прерывателя РС950-П

Реле-прерыватель РС950-П применяемый на автомобилях ГАЗ и ЗИЛ, по своим функциям является полным аналогом реле-прерывателя РС950-И. Однако собран на другой элементной базе.

Сведения о лампах, применяемых в реле-прерывателях указателей поворота.

Сведения о лампах, применяемых в реле-прерывателях указателей поворота

При проверке работоспособности реле-прерывателей измеряют:

— Частоту миганий f.
— Время Тс срабатывания, Т1 первого цикла, Тг горения ламп и время Тц цикла.

Время Тс измеряют от момента включения реле-прерывателя до первого отключения ламп от источника электроэнергии. Допустимые техническими условиями значения указанных параметров приведены в таблице ниже.

При проверке работоспособности реле-прерывателей измеряют

Кроме параметров указанных в таблице, нормируется падение напряжения на внутреннем сопротивлении реле-прерывателей. Эта величина для реле-прерывателей РС950 и их модификаций не должна превышать 0,5 В во время горения максимального числа сигнальных ламп одного борта. При температуре окружающей среды (15-25) °С и напряжении питания 13,5 В.