Трехфазный синхронный генератор переменного тока 9422.3701 предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобилей ГАЗ и УАЗ. В составе генератора 9422.3701 находятся встроенный выпрямительный блок и регулятор напряжения Я212А11Е.
Устройство генератора 9422.3701 с регулятором напряжения Я212А11Е и встроенным выпрямительным блоком.
Генератор 9422.3701 состоит из статора, ротора, крышки со стороны контактных колец с установленным снаружи выпрямительным блоком и конденсатором, крышки со стороны привода, щеткодержателя с регулятором напряжения, шкива и кожуха.
Статор представляет собой пакет, набранный из пластин электротехнической стали, имеет тридцать шесть равномерно расположенных по внутренней поверхности пазов, в которых размещена трехфазная обмотка, соединенная по схеме «двойная звезда».
Ротор состоит из вала, катушки возбуждения, намотанной на каркас, внутри которого запрессована стальная втулка, двух клювообразных половин ротора. Для обеспечения охлаждения в каждой полюсной половине ротора при помощи контактной сварки приварен вентилятор. Со стороны контактных колец на вал напрессован подшипник и два контактных кольца.
Крышка со стороны контактных колец снабжена вентиляционными окнами, в ступице крышки запрессована пластмассовая втулка, которая предназначена для удержания наружной обоймы подшипника от проворота и защиты щеткодержателя от попадания пыли и влаги. Крышка со стороны привода имеет вентиляционные отверстия, в крышку установлен подшипник. Щеткодержатель состоит из пластмассового корпуса, на котором установлен регулятор напряжения и графитовые щетки ЭГ 51А.
Технические характеристики генератора 9422.3701.
— Номинальное напряжение, В : 14
— Выпрямленный ток, А : 72
— Частота вращения ротора генератора при температуре окружающей среды плюс 25+-10 градусов при самовозбуждении в комплекте с аккумуляторной батареей при напряжении 13 Вольт должна быть при токе нагрузки 28 А, не более мин-1 : 1600
— Регулируемое напряжение генератора при температуре окружающей среды плюс 25+-10 градусов и изменении тока нагрузки от 5+0.25 Ампер до 63+-3 Ампер при частоте вращения 6000+-300 мин-1 должно находится в пределах, В : 13.5-14.3
— Ток возбуждения генератора не более, А : 5.0
— Масса генератора без шкива не более, кг : 4.9
— Давление на щетки при сжатии пружины до 11.5 мм, Н : 0.044+-0.0035
Работа генератора 9422.3701.
Генератор 9422.3701 работает следующим образом : при прохождении через обмотку возбуждения постоянного тока, вокруг нее создается магнитный поток, пронизывающий втулку, клювообразные половины ротора, воздушный зазор и зубцы статора. При вращении ротора под каждым зубцом статора попеременно проходит то северный, то южный полюс ротора.
При этом величина магнитного потока, пронизывающего зубцы статора, изменяются по величине и направлению, и в обмотке статора наводится переменная электродвижущая сила. Переменный ток, протекающий по обмотке статора, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком, смонтированным снаружи крышки со стороны контактных колец генератора.
Подключение генератора 9422.3701 в систему электрооборудования автомобиля.
Перед монтажом генератора 9422.3701 на двигатель в составе автомобиля надо отключить аккумуляторную батарею, удалить консервирующий состав с посадочных мест, проверить вращение ротора и отсутствие задевания вентиляторов за крышки генератора. Установить и закрепить генератор на кронштейнах двигателя, надежно присоединить провода к выводам «В+»,»D»,»W» генератора.
Электрическая схема подключения генератора 9422.3701 в систему электрооборудования автомобиля.
Проверка технического состояния генератора 9422.3701.
В процессе эксплуатации работоспособность генератора контролируется с помощью амперметра или вольтметра, и контрольной лампы, расположенных на щитке приборов. Если генератор работоспособный, то при включенном замке зажигания и неработающем двигателе контрольная лампа горит. После запуска контрольная лампа гаснет и не горит на всех режимах работы двигателя.
При работе двигателя на средних оборотах, включенных фарах и заряженной батарее стрелка амперметра должна находиться на нуле или несколько правее нулевой отметки. Если амперметр постоянно показывает большой ток заряда при заряженной аккумуляторной батарее, то это свидетельствует о неисправности генератора и его необходимо проверить на специальном стенде.
Схема для проверки электрических характеристик генератора 9422.3701.
Возможные неисправности генератора 9422.3701.
Отсутствует заряд аккумуляторной батареи.
— неисправен регулятор напряжения
— слабо натянут ремень привода
— обрыв или замыкание диодов выпрямительного блока
— отсутствует или ненадежный контакт между щетками и контактными кольцами
— обрыв цепи возбуждения
Нет полной отдачи тока генератором.
— слабо натянут ремень привода
— межвитковое замыкание или обрыв в цепи одной из фаз статорной обмотки генератора
Быстрый износ щеток и контактных колец.
— увеличение биения контактных колец
— попадание масла на контактные кольца
— повышенное или пониженное давление щеточных пружин
Шумная работа генератора.
— износ или заедание подшипников
— задевание ротора за полюса статора