Обслуживание и уход за системой охлаждения двигателя ЗМЗ-40905 заключается в ежедневной проверке герметичности системы и уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке, периодической замене охлаждающей жидкости с промывкой системы и очистке отверстий водяного насоса.
Уход за системой охлаждения ЗМЗ-40905.10, проверка уровня и доливка охлаждающей жидкости.
Проверку уровня охлаждающей жидкости желательно производить ежедневно перед первым запуском двигателя, проверять уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке следует только на холодном двигателе.
При необходимости охлаждающую жидкость в расширительный бачок надо долить, для заправки использовать только рекомендованные охлаждающие жидкости. Не следует заправлять расширительный бачок выше максимального уровня, так как низкозамерзающие охлаждающие жидкости имеют высокий коэффициент теплового расширения и при увеличении температуры их объем существенно увеличивается. В случае частой доливки проверить герметичность системы охлаждения и устранить подтекание.
Не допускается использование воды в качестве охлаждающей жидкости. Применение воды приводит к появлению коррозии и образованию накипи, которая забивает протоки в головке, блоке цилиндров и радиаторе, из-за чего ухудшается циркуляция жидкости и охлаждение деталей двигателя. В результате происходит их ускоренный износ и двигатель может выйти из строя. В холодное время года замерзание воды в системе охлаждения может привести к поломке блока цилиндров, головки блока цилиндров и радиатора.
Проверка плотности охлаждающей жидкости.
Проверку плотности охлаждающей жидкости желательно производить при каждом сезонном обслуживании перед началом зимней эксплуатации. Плотность замеряется с помощью ареометра и при температуре жидкости плюс 15-25 градусов Цельсия должна быть следующей :
— Для ОЖ-40 Лена и Тосол-А40М : 1,075-1,085 г/см3
— Для ОЖ-65 Лена и Тосол-А65М : 1,085-1,100 г/см3
— Для Термосола марки А-40 : 1,070-1,090 г/см3
— Для Термосола марки А-65 : 1,075-1,095 г/см3
При несоответствии плотности указанным величинам охлаждающую жидкость необходимо заменить.
Замена охлаждающей жидкости в двигателе ЗМЗ-40905.10.
Периодическая замена охлаждающей жидкости необходима по причине того, что со временем она начинает терять свои антикоррозионные свойства. Сроки замены охлаждающих жидкостей типа «Лена» и Тосол – три года, Термосол – десять лет.
Замену охлаждающей жидкости желательно производить одновременно с промывкой системы охлаждения, это будет способствовать лучшему удалению остатков старой охлаждающей жидкости. Присадки свежей охлаждающей жидкости могут вступить в реакцию с остатками старой жидкости, в результате чего ресурс свежезалитой охлаждающей жидкости будет меньше. Для промывки нужно использовать дистиллированную воду.
Для слива охлаждающей жидкости из двигателя ЗМЗ-40905.10 надо отвернуть сливную пробку на левой стороне блока цилиндров и пробку радиатора, при снятой крышке расширительного бачка. Пробку слива охлаждающей жидкости заворачивать моментом 17.6-34,3 Нм (1.8-3.5 кгсм), предварительно нанеся на резьбу пробки анаэробный или силиконовый герметик.
Рекомендуется раз в сезон проверять охлаждающую жидкость на помутнение. Значительное помутнение свидетельствует о начале интенсивного процесса коррозии деталей системы охлаждения. В этом случае охлаждающую жидкость необходимо заменить, предварительно промыв систему.
Одновременно с заменой охлаждающей жидкости необходимо производить очистку пароотводящего и контрольного отверстия водяного насоса. Загрязнение этих отверстий приведет к накапливанию охлаждающей жидкости в дренажной полости водяного насоса, последующему проникновению охлаждающей жидкости в подшипник водяного насоса и быстрому выходу подшипника из строя. Очистку отверстий проводить при снятом шкиве водяного насоса металлическим стержнем диаметром 2-3 мм.
Проверку состояния ремней привода вспомогательных агрегатов следует производить при каждом техническом обслуживании. При растрескивании, расслоении, обнажении корда и других дефектах ремни подлежат замене. В целях профилактики рекомендуется заменять ремни привода вспомогательных агрегатов каждые 50 000 километров пробега автомобиля.