Коробка передач на УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 с двигателями УМЗ и ЗМЗ, устройство, регулировка и обслуживание.

Четырехступенчатая коробка передач автомобилей вагонной компоновки УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 с двигателями УМЗ и ЗМЗ, механическая, снабжена синхронизаторами инерционного типа для облегчения включения первой, второй, третьей и четвертой передач. Коробка имеет каталожный номер 452-1700010-10 или 3741-1700010 и крепится к картеру сцепления четырьмя шпильками, ввернутыми в картер сцепления. 

Коробка передач на УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 с двигателями УМЗ и ЗМЗ, устройство.

Кроме того, в зависимости от модификации, на автомобили УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 могла устанавливаться четырехступенчатая коробка передач 452-1700010 или 3909-1700010 имеющая синхронизатор только для третьей и четвертой прямой передачи. Обе коробки в сборе взаимозаменяемы, но детали этих коробок и механизмов переключения не взаимозаменяемы. Обслуживание обоих коробок одинаковое.

Коробка передач на УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 с двигателями УМЗ и ЗМЗ, устройство, регулировка и обслуживание

Шестерни привода промежуточного вала, второй и третьей передачи полностью синхронизированной четырехступенчатой коробки косозубые, первой передачи — прямозубые и находятся в постоянном зацеплении. Шестерни первой, второй и третьей передачи установлены на ведомом валу на игольчатых подшипниках.

Коробка передач УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 с двигателями УМЗ и ЗМЗ, устройство

Вариант исполнения коробки передач УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 с синхронизатором только для третьей и четвертой прямой передачи.

Вариант исполнения коробки передач УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 с синхронизатором только для третьей и четвертой прямой передач

Ведущий вал имеет две опоры. Передний подшипник расположен в гнезде коленчатого вала, задний — в передней стенке картера коробки. Задний подшипник закреплен на валу специальной гайкой с левой резьбой. На задней части вала нарезан зубчатый венец привода промежуточного вала и приварен зубчатый венец синхронизатора.

Ведомый вал расположен на одной оси с ведущим валом и имеет две опоры. Передняя опора вала — набор роликов, помещенных в гнезде ведущего вала. Задняя опора — двухрядный радиально-упорный шарикоподшипник. Между подшипником и торцом вала стоит распорное кольцо, выполняющее одновременно роль маслоотражателя.

Ведомый вал коробки передач УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 расположен на одной оси с ведущим валом и имеет две опоры

Промежуточный вал установлен на двух подшипниках : роликовом в передней и шариковом в задней стенках картера. Внутренняя обойма переднего подшипника напрессована на вал. Задний подшипник имеет на наружной обойме упорное кольцо. На валу задний подшипник закреплен с помощью тарельчатой шайбы и специального болта с левой резьбой.

Шестерни привода промежуточного вала и третьей передачи изготовлены отдельным блоком, напрессованным на промежуточный вал. Блок на валу крепится стопорным кольцом. Промежуточная шестерня заднего хода установлена с подшипником в сборе на оси, которая фиксируется от вращения лыской в пластине подвески коробки передач и раздаточной коробки. Для удобства демонтажа в заднем конце оси имеется отверстие с резьбой.

Синхронизатор — инерционного типа. Механизм синхронизатора собран на ступице. Ступица имеет три продольных паза прямоугольной формы для размещения сухарей. В центре каждого паза сделано в радиальном направлении отверстие. При сборке механизма в отверстия ступицы устанавливаются пружины и направляющие пружин, а в отверстия сухарей — стальные шарики. В синхронизаторе сухари устанавливаются стороной с отверстиями меньшего диаметра в сторону муфты. Муфтой синхронизатора первой и второй передачи служит ведомая шестерня заднего хода.

Механизм синхронизатора коробки передач УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 собран на ступице

Механизм переключения передач коробки передач УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303.

Имеет три вилки переключения, входящие в соединение с подвижными элементами коробки передач. Все вилки крепятся на штоках с помощью болтов, имеющих на конце конус. Штоки вместе с вилками перемещаются в осевом направлении. Для фиксирования положения нейтрали и включенной передачи штоки имеют пружинные фиксаторы.

Механизм переключения передач коробки передач УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303

Между штоками установлено замочное устройство, которое препятствует одновременному включению двух передач. Один из штоков, выведенный из нейтрали, запирает другие. Боковая крышка имеет резьбовое отверстие для установки выключателя фонаря заднего хода.

Механизм переключения передач коробки передач УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303

Управление коробкой передач УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303.

Дистанционное, осуществляется рычагом переключения передачи. Привод управления установлен на панели воздуховода и соединен с коробкой передач тягами через промежуточные рычаги. Механизм переключения передачи смонтирован в боковой крышке коробки передач и имеет два наружных рычага : вертикальный, служащий для выбора передачи, и горизонтальный для включения передачи.

Привод управления коробкой передач УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303

Регулировка привода механизма переключения передач УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303.

Регулировку привода механизма переключения передачи можно производить изменением длины горизонтальных и вертикальных тяг. Перед началом регулировки рычаг включения передачи надо установить в нейтральное положение, а рычаг выбора передачи в положение III-IV до упора в пружину предохранителя заднего хода. Все гайки, регулирующие длину тяг, ослабить или отсоединить тяги.

Регулировка привода механизма переключения передач УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303

Рычаг переключения передачи поставить в среднее положение между передачами I и II. В этом положении соединить и закрепить тяги выбора, горизонтальную и вертикальную, не допуская подтягивания рычагов или тяг. Они должны присоединяться совершенно свободно. После этого рычаг переключения передачи поставить в среднее положение между передачами III и IV и также свободно подсоединить тяги переключения, вертикальную и горизонтальную.

По окончании регулировки проверить полноту включения каждой передачи. Для этого надо включить первую передачу при выключенном сцеплении и убедиться, что тяги и рычаги привода не упираются в соседние детали. Такую же проверку произвести, включив задний ход. При этом особое внимание обратить на то, чтобы промежуточный рычаг переключения не упирался в поперечину рамы и в брызговик. При включенном заднем ходе зазор между ними должен быть 2-3 мм.

Обслуживание коробки передач, механизма переключения и привода управления коробкой передач.

Во время эксплуатации автомобиля необходимо следить за полнотой включения каждой передачи. Ход включения первой передачи в коробке с синхронизаторами только для 3-й и 4-й передач в два с половиной раза больше, чем второй передачи. Недовключение первой передачи до фиксатора вызывает быстрый износ и разрушение шестерен.

В процессе эксплуатации обслуживание обоих коробок передач сводится к проверке уровня трансмиссионного масла и замене его в предусмотренные сроки, а также в периодической проверке всех резьбовых соединений, крепящих коробку передач и привод, проверке регулировки привода. В коробках передач используются трансмиссионные масла : ТСп-15К, ТАП-15В, ТАД-17И и только в холодное время года — ТСп-10. Или аналоги этих масел.

Перед снятием рычага включения передачи и рычага выбора передачи, необходимо пометить взаимное положение этих рычагов на валиках для того, чтобы установить их в прежнее положение.

Возможные неисправности коробки передач и механизма ее переключения.
Шум в коробке передач.

— Ослабление крепления коробки передач с картерами сцепления и раздаточной коробки.
— Загрязнение масла твердыми частицами.
— Масло не того типа или занижен его уровень.
— Износ или разрушение деталей.

Затруднено переключение передачи.

— Сцепление ведет, в результате чего синхронизатор блокирует включение передачи.
— Износ деталей синхронизатора или выход шарика из гнезда.
— Изгиб вилок и других деталей механизма переключения.

Самовыключение передачи при движении автомобиля.

— Ослабление посадки по центрирующим поверхностям в результате износа или смятия деталей.
— Износ подшипников шестерен.
— Перекос деталей из-за погнутости вилок переключения.
— Износ зубчатых венцов и муфт синхронизаторов.
— Осевой зазор валов и шестерен от износов или ослабления крепежных деталей.

Течь масла из коробки передач.

— Повышенный уровень масла в коробке передач.
— Вспенивание масла из-за низкого качества или попадания в него воды.
— Ослабление затяжки деталей, имеющих уплотнительные прокладки, или повреждение этих прокладок в боковой крышке, опоре рычага переключения, разъеме соединения с раздаточной коробкой, передней крышке ведущего вала, крышке промежуточного вала.
— Трещины в картере или в крышках.
— Выпадение заглушек отверстий штоков.

Похожие статьи:

Добавить комментарий