Хорошо известно, что с течением времени не используемая аккумуляторная батарея теряет заряд. Происходит это из-за внутренних химических процессов автомобильного аккумулятора, за счет отложения сурьмы на отрицательных пластинах и переноса заряда в химически не очень чистом электролите.
Эксплуатационные характеристики автомобильного аккумулятора, саморазряд, заправка электролитом, хранение, срок службы, замерзание АКБ.
Величина саморазряда аккумулятора характеризуется величиной потери емкости и составляет у новой аккумуляторной батареи до 1 % емкости за сутки при температуре среды 20 градусов. Величина саморазряда повышается с ростом температуры, так и со временем использования аккумулятора. В конце срока 2-х летней службы у традиционных аккумуляторов саморазряд может достигать 3 % в сутки при температуре плюс 20 градусов и 0,5 % при нулевой температуре.
Таким образом, за три зимних месяца неэксплуатируемая автомобильная аккумуляторная батарея потеряет 50 % своей емкости. Естественным способом борьбы с саморазрядом является периодическая подзарядка аккумулятора током, примерно равным саморазряду, что определяется опытным путем. В первом приближении можно принять ток необходимой подзарядки равным 1/1000 емкости АКБ. Так, для аккумулятора емкостью 55 Ач ток подзарядки равен 0,05 А.
Заправка автомобильного аккумулятора электролитом.
Заправка электролитом требуется только для сухозаряженных батарей. Заправка производится электролитом плотностью 1,28 г/см3. После 20-минутной выдержки АКБ можно использовать. Через 2 недели аккумулятор желательно подзарядить.
Хранение автомобильного аккумулятора.
Сухие без электролита автомобильные аккумуляторы могут храниться 3-5 лет. При хранении необходимо обратить внимание на герметичность внутренней полости автомобильного аккумулятора с помощью уплотнительных дисков, закрывающих отверстия пробок. Отсутствие герметичности приводит к дополнительному окислению электродов и как следствие, к разрядке аккумулятора. При хранении АКБ без электролита более одного года после заливки электролита необходим ее подзаряд.
Максимальные сроки хранения аккумулятора с электролитом обговорены в инструкциях по эксплуатации. Общее условие для традиционных аккумуляторов, что их срок хранения составляет не более 1,5 лет при температуре не выше 0 градусов, а при комнатной температуре — не более 9 месяцев. Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы из-за малого саморазряда могут храниться 1 год без подзаряда с уменьшением емкости к концу хранения до 50 %.
Срок службы автомобильного аккумулятора.
Срок службы АКБ не указывается в их паспортах. Однако, он установлен ГОСТ и равен для традиционных аккумуляторов — 12 месяцев, и для необслуживаемых автомобильных аккумуляторов — 48 месяцев.
Противостояние автомобильного аккумулятора механическим нагрузкам.
Согласно ГОСТ автомобильный аккумулятор должна выдерживать 10 000 ударов с ускорением 1,5g. Вибропрочность для легковых автомобилей проверяется при ускорении 3g в диапазоне частот 20—30 Гц.
Замерзание автомобильного аккумулятора.
Замерзшая аккумуляторная батарея дает очень малый ток, но серьезных повреждений с ней не происходит. При замерзании электролит становится железообразным. График ниже показывает зависимость температуры замерзания от степени заряженности и помогает оценить, насколько возможно замерзание автомобильного аккумулятора.
Зависимость температуры замерзания от заряженности автомобильного аккумулятора.
Порог замерзания у аккумулятора с 50 % заряженностью примерно равен минус 20 градусов. В замерзшем состоянии заряд аккумулятора затруден, поскольку через нее можно пропустить только очень небольшой ток. Самое лучшее, что можно сделать, дать АКБ вначале оттаять.
Проверка автомобильного аккумулятора.
Проверка АКБ заключается в проверке плотности электролита. Самая информативная проверка автомобильного аккумулятора состоит в измерении времени разряда до конечного напряжения 10,5 Вольт и расчета емкости аккумулятора (произведение тока разряда в А на время разряда в часах). Общее состояние аккумулятора можно оценить с помощью испытательной вилки-пробника.
По материалам книги «Самоучитель по установке систем защиты автомобиля от угона».
Найман В. С., Тихеев В. Ю.