Эксплуатационные характеристики автомобильного аккумулятора, саморазряд, заправка электролитом, хранение, срок службы, замерзание АКБ.

Хорошо известно, что с течением времени не используемая аккумуляторная батарея теряет заряд. Происходит это из-за внутренних химических процессов автомобильного аккумулятора, за счет отложения сурьмы на отрицательных пластинах и переноса заряда в химически не очень чистом электролите. 

Эксплуатационные характеристики автомобильного аккумулятора, саморазряд, заправка электролитом, хранение, срок службы, замерзание АКБ.

Величина саморазряда аккумулятора характеризуется величиной потери емкости и составляет у новой аккумуляторной батареи до 1 % емкости за сутки при температуре среды 20 градусов. Величина саморазряда повышается с ростом температуры, так и со временем использования аккумулятора. В конце срока 2-х летней службы у традиционных аккумуляторов саморазряд может достигать 3 % в сутки при температуре плюс 20 градусов и 0,5 % при нулевой температуре.

Эксплуатационные характеристики автомобильного аккумулятора, саморазряд, заправка электролитом, хранение, срок службы, замерзание АКБ Срок службы автомобильного аккумулятора

Таким образом, за три зимних месяца неэксплуатируемая автомобильная аккумуляторная батарея потеряет 50 % своей емкости. Естественным способом борьбы с саморазрядом является периодическая подзарядка аккумулятора током, примерно равным саморазряду, что определяется опытным путем. В первом приближении можно принять ток необходимой подзарядки равным 1/1000 емкости АКБ. Так, для аккумулятора емкостью 55 Ач ток подзарядки равен 0,05 А.

Заправка автомобильного аккумулятора электролитом.

Заправка электролитом требуется только для сухозаряженных батарей. Заправка производится электролитом плотностью 1,28 г/см3. После 20-минутной выдержки АКБ можно использовать. Через 2 недели аккумулятор желательно подзарядить.

Хранение автомобильного аккумулятора.

Сухие без электролита автомобильные аккумуляторы могут храниться 3-5 лет. При хранении необходимо обратить внимание на герметичность внутренней полости автомобильного аккумулятора с помощью уплотнительных дисков, закрывающих отверстия пробок. Отсутствие герметичности приводит к дополнительному окислению электродов и как следствие, к разрядке аккумулятора. При хранении АКБ без электролита более одного года после заливки электролита необходим ее подзаряд.

Максимальные сроки хранения аккумулятора с электролитом обговорены в инструкциях по эксплуатации. Общее условие для традиционных аккумуляторов, что их срок хранения составляет не более 1,5 лет при температуре не выше 0 градусов, а при комнатной температуре — не более 9 месяцев. Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы из-за малого саморазряда могут храниться 1 год без подзаряда с уменьшением емкости к концу хранения до 50 %.

Срок службы автомобильного аккумулятора.

Срок службы АКБ не указывается в их паспортах. Однако, он установлен ГОСТ и равен для традиционных аккумуляторов — 12 месяцев, и для необслуживаемых автомобильных аккумуляторов — 48 месяцев.

Противостояние автомобильного аккумулятора механическим нагрузкам.

Согласно ГОСТ автомобильный аккумулятор должна выдерживать 10 000 ударов с ускорением 1,5g. Вибропрочность для легковых автомобилей проверяется при ускорении 3g в диапазоне частот 20—30 Гц.

Замерзание автомобильного аккумулятора.

Замерзшая аккумуляторная батарея дает очень малый ток, но серьезных повреждений с ней не происходит. При замерзании электролит становится железообразным. График ниже показывает зависимость температуры замерзания от степени заряженности и помогает оценить, насколько возможно замерзание автомобильного аккумулятора.

Зависимость температуры замерзания от заряженности автомобильного аккумулятора.

Зависимость температуры замерзания от заряженности автомобильного аккумулятора

Порог замерзания у аккумулятора с 50 % заряженностью примерно равен минус 20 градусов. В замерзшем состоянии заряд аккумулятора затруден, поскольку через нее можно пропустить только очень небольшой ток. Самое лучшее, что можно сделать, дать АКБ вначале оттаять.

Проверка автомобильного аккумулятора.

Проверка АКБ заключается в проверке плотности электролита. Самая информативная проверка автомобильного аккумулятора состоит в измерении времени разряда до конечного напряжения 10,5 Вольт и расчета емкости аккумулятора (произведение тока разряда в А на время разряда в часах). Общее состояние аккумулятора можно оценить с помощью испытательной вилки-пробника.

По материалам книги «Самоучитель по установке систем защиты автомобиля от угона».
Найман В. С., Тихеев В. Ю.

Добавить комментарий