Экранированное электрооборудование автомобилей Уаз, схемы, уход и особенности обслуживания.

Электрооборудование любого автомобиля является источником интенсивных помех, которые без принятия специальных мер способны затруднить или даже сделать невозможной работу радиоприемных и радиопередающих устройств и оборудования, а также приборов другого назначения, размещенных на самом автомобиле или находящихся вблизи от него.

К таким элементам электрооборудования, создающих помехи, на легковых автомобилях Уаз-469, а позднее и Уаз-3151, грузопассажирских Уаз-3741, санитарном Уаз-3962 и грузовом Уаз-3303, относились высоковольтная система зажигания, с ее искровыми промежутками свечей зажигания и распределителя, контакты прерывателя, щетки электродвигателей, контакты выключателей и переключателей. 

В связи с этим, на всех моделях автомобилей Уаз предназначенных для комплектования воинских частей и подразделений, устанавливалось экранированное электрооборудование, которое снижало уровень помех до приемлемого уровня и не осложняло работу установленного специального оборудования, приборов, устройств и средств связи.

Экранированное электрооборудование автомобилей Уаз.

На автомобилях Уаз с экранированным электрооборудованием устанавливались распределитель Р132, катушка зажигания Б102-Б с отдельным дополнительным сопротивлением СЭ40-А, водостойкие генератор Г250-П2 переменного тока и регулятор напряжения РР132А. Основные электрические характеристики этих узлов и агрегатов были такие же, как и аналогичных не экранированных, которые ставились штатно на заводе для автомобилей Уаз с обычным электрооборудованием.

Основное отличие состояло в том, что выводные клеммы этих узлов и агрегатов были выполнены с учетом возможности присоединения к ним экранированных проводов с одновременным обеспечением надежного электрического контакта между металлической экранирующей оплеткой провода и их корпусом. Свечи зажигания и провода системы зажигания, провода от генератора к регулятору напряжения, а также другие источники радиопомех были помещены в экран, соединенный с массой автомобиля.

Кроме перечисленного, в системы электрооборудования автомобилей были внесены и некоторые другие изменения. В частности, в цепь между катушкой зажигания и дополнительным сопротивлением СЭ40-А был включен специальный индуктивно-емкостный фильтр радиопомех ФР82-Ф, а в цепь генератора и регулятора напряжения включены емкостные фильтры радиопомех ФР-133.

Экранированное электрооборудование на автомобилях Уаз, так же как и на всех обычных автомобилях, имело массу с отрицательного выхода аккумуляторной батареи. Применение экранирующих шлангов нисколько не усложняло процедуру замены проводов, хотя немного и растягивало этот процесс по времени.

Схема экранированного электрооборудования автомобилей Уаз-3151 и Уаз-31513.

Схема экранированного электрооборудования автомобилей Уаз-3151 и Уаз-31513

Схема экранированного электрооборудования грузопассажирского автомобиля Уаз-3741.

Схема экранированного электрооборудования грузопассажирского автомобиля Уаз-3741

Схема экранированного электрооборудования санитарного автомобиля Уаз-3962.

Схема экранированного электрооборудования санитарного автомобилей Уаз-3962

Экранированное электрооборудование грузового автомобиля Уаз-3303.

Экранированное электрооборудование грузового автомобиля Уаз-3303

Особенности обслуживания и ухода за экранированной системой зажигания.

Уход и обслуживание экранированной системы зажигания сводились к периодической проверке плотности соединения экранирующих шлангов с экранирующими угольниками и наконечниками экранирующих шлангов и при необходимости подтяжке гаек экранирующих шлангов, а также проверке надежности заделки проводов в контактные устройства.

Через каждые 10 000 километров пробега надо было очищать от нагара свечи зажигания и регулировать их искровые зазоры между электродами, а через каждые 25 000 пробега заменять их на новые. Кроме того, через каждые 25 000 — 30 000 километров пробега было необходимо проверять герметичность экранирующих шлангов и резиновых уплотнителей.

Особенности обслуживания экранированного электрооборудования Уаз.

Надежная защита от помех находится в прямой зависимости от состояния контактов экранирующих устройств. Во избежание срыва оплетки из наконечника, при технических осмотрах и работах нельзя допускать сильного натяжения проводов. В случае, если произошел срыв, надо заделать наконечник вновь, для чего использовать имеющийся запас провода по длине. Возможность касания отдельных проволочек оплетки с жилой должна быть исключена.

При закручивании и откручивании гаек наконечников необходимо предотвращать закручивание экранированных проводов по ходу гайки, так как это приводит к разрушению их металлической оплетки и нарушению электрического контакта между металлической оплеткой провода и массой автомобиля. Трение проводов о тяги и рычаги должно быть исключено. Обязательно наличие гибкой металлической перемычки между двигателем и кузовом автомобиля.

Нельзя допускать резких перегибов экранирующих шлангов проводов свечей зажигания и катушки зажигания, так как это может привести к нарушению герметичности и работоспособности всей системы зажигания в целом. Затяжка гаек экранирующих шлангов системы зажигания производится до обеспечения герметичности, не допуская их повреждения.

Во избежание пробоя и прогара крышек катушки зажигания и распределителя, наконечники высоковольтных проводов должны быть вставлены в контактные гнезда выводов до упора. Заменять экранированные провода на не экранированные не допускается. Резиновая уплотнительная втулка на проводе низкого напряжения катушки зажигания должна быть одета поверх провода.

Затяжка наконечников проводов должна обеспечивать надежный электрический контакт, а соединения экранированных проводов должны быть выполнены так, чтобы в облуженном конце провода находились все проводники жилы и чтобы облуженная жила была подтянута до упора изоляции провода в отверстие наконечника штепсельного разъема. Несоблюдение этого требования приводит к незаметному на глаз искрению и увеличению поля помех.

Добавить комментарий