Что такое распылитель HVLP, каким распылителем красить кузов и детали автомобиля, конструктивные особенности пневматических распылителей.

Распылитель HVLP — это аббревиатура от английских слов High Volume Low Pressure, что можно перевести как как «большой расход при низком давлении». Эти распылители появились как вынужденная мера в связи ужесточением законодательства по охране окружающей среды (в США и Евросоюзе). Поясню это подробнее. 

Что такое распылитель HVLP, каким распылителем красить кузов и детали автомобиля, конструктивные особенности пневматических распылителей.

Обычный распылитель (его иногда называют распылителем высокого давления), то есть не HVLP-типа, распыляет краску в виде мельчайших капель. Как утверждают некоторые источники, только 40-45% этих капель попадает на окрашиваемую поверхность. Остальные либо рикошетят от окрашиваемого участка, либо не долетают до него вовсе, образуя хорошо заметный «туман» или «перепыл», который и является загрязнителем окружающей среды.

Что такое распылитель HVLP, каким распылителем красить кузов и детали автомобиля, конструктивные особенности пневматических распылителей

В распылителе типа HVLP (его иногда называют распылителем низкого давления) процесс организован таким образом, что краска распыляется в виде более крупных капель, которые не склонны к рикошету от окрашиваемой поверхности. Поэтому HVLP-распылитель переносит до 65% распыляемого материала и почти не образует «туман». Следовательно, окружающая среда загрязняется в меньшей степени.

Почему крупные капли краски из распылителя HVLP не рикошетят от поверхности?

Физика процесса состоит в том, что сила поверхностного натяжения в крупной капле меньше, чем в мелкой. Не буду писать формул по этому поводу. Скажу только, что если сила, с которой капля краски ударяется об окрашиваемую поверхность, больше силы поверхностного натяжения, то капля остается на окрашиваемом участке. Если нет, то отскакивает от нее как теннисный мяч от бетонной стенки.

Это очевидные достоинства распылителей HVLP. Упомянем, справедливости ради, о недостатках:

— Более крупные капли дают и более крупную «шагрень».
— Возрастает вероятность потеков, так как окраску HVLP-распылителем ведут с более близкого расстояния, чем обычным.
— Больший расход воздуха.

При окраске светлыми базовыми, эмалями обычный распылитель дает несколько более темный оттенок, чем распылитель HVLP.

Так каким распылителем красить кузов автомобиля?

С одной стороны, HVLP-распылитель от «фирмы», очень добротно сделан. Имеет в комплекте регулятор давления воздуха (иногда электронный), износостойкие покрытия на деталях, встроенный в бачок сетчатый фильтр для краски. Он адекватно реагирует на все регулировки. Продают его в красивом кейсе, где помимо распылителя имеются инструменты для разборки и чистки, специальная смазка, запасные части и подробные инструкции. Вдобавок ко всему, у него весьма привлекательный внешний вид.

Фирмы Sata, De Wilbiss или Walmec выпускают именно такие распылители. Любого размера и типа, в том числе аэрографы с бачками на 2 и 4 мл и диаметром дюзы 0,15 мм. С другой стороны, они добавляют работы по удалению «шагрени» и возможных потеков. Рассмотрим теперь все эти особенности распылителей подробнее и с учетом гаражной специфики.

Вопрос об экономии эмали не так актуален.

Если вы красите в гараже дешевыми стандартными эмалями, то вопрос экономии вас интересует не сильно. Экономия актуальна для окраски дорогими материалами премиум-класса, когда их расходуют десятками и сотнями литров.

Борьба с потеками и шагренью требует немалых затрат времени.

Самое неприятное заключается в том, что эту работу вы могли бы и не делать, будь у вас распылитель другой системы.

Большой расход воздуха.

Это значит, что должен применяться производительный компрессор, проходимые шланги и водомаслоотделители.

Таким образом, если подходить к использованию HVLP-распылителей системно, то вы должны купить не только сам краскопульт, но и адаптировать под него все остальное пневмооборудование. На мой взгляд, HVLP-распылитель не очень подходит для начала обучению малярному делу. Платить большие «бабки» за сложный и незнакомый инструмент не стоит.

Часто пафосный распылитель покупается по причинам «статусного» характера. Потому что есть мнение, что если ты хороший маляр, то красишь только HVLP от «фирмы». Конечно, фирменный распылитель украсит любого маляра, но не скомпенсирует недостаток опыта.

Обычный итальянский распылитель серии 162А от фирмы GAV стоит раз в десять-двадцать дешевле HVLP и позволяет добиться отличного результата, несмотря на свою кажущуюся ущербность. Качество окраски, которое обеспечивает хорошо отрегулированный недорогой распылитель, находящийся в уверенных и тренированных руках, может оказаться выше, чем результат использования HVLP не очень опытным мастером.

Малярный практикум лучше начинать с простого и доступного распылителя и только потом, по мере наработки опыта, переходить на профессиональные дорогие модели, причем не обязательно HVLP. Любая фирма, производящая распылители, обязательно имеет в своей производственной программе краскопульты обычного типа. Впрочем, можно купить относительно дешевый китайский клон HVLP-распылителя и начинать малярные тренинги с ним.

В завершении раздела хочу сказать, что маляр должен иметь в своем распоряжении много распылителей, хороших и разных. Невозможно обойтись только одним распылителем конкретного типа. Гаражному мастеру приходится выполнять разноплановые работы, такие как нанесение шпатлевок, грунтов, эмалей и лаков всех видов, антигравийных покрытий. Иногда приходится красить гаражные ворота, бочки или даже забор. Эти работы в принципе невозможно делать одним и тем же распылителем.

И вообще. В системе «маляр — распылитель» главным звеном остается все-таки маляр. Пневматические распылители, как обычного типа, так и распылители HVLP, принципиально ничем не отличаются.

Конструктивные особенности пневматических распылителей для ремонтной окраски кузовов и деталей автомобилей.

Пневматические распылители для ремонтной окраски кузовов и деталей автомобилей можно разделять по следующим конструктивным особенностям.

Расположение и размер бачка для краски.

Бачок может располагаться вверху или внизу. Краска будет подаваться в распылитель соответственно самотеком (иногда такой распылитель называют «гравитационным») или под воздействием разрежения, образующегося в распылительной головке в результате истечения воздушной струи. Такой распылитель называют также «сифонным».

Типичные бачки верхнего расположения бывают объемом от 0,05-0,15 до 0,5-0,7 литров, а бачки нижнего расположения — до литра. Распылитель с нижним бачком большого объема позволяет окрашивать большие поверхности без промежуточной «дозаправки», В гараже применяется редко.

Диаметр отверстия или дюзы для распыления краски.

Чем меньше диаметр отверстия, тем более жидкие материалы можно распылять, и наоборот.

Распылители эмалей, грунтов и других материалов.

В зависимости от диаметра отверстия для распыления материала (дюзы) распылители обычного типа можно подразделять на:

— Распылители для эмалей, лаков и жидких грунтов. Диаметр дюзы 0,7-1,5 мм.
— Распылители для густых грунтов-порозаполнителей. Диаметр дюзы 1,5-2,0 мм. Некоторые фирмы выпускают распылители специально для грунтов.
— Распылители для жидких шпатлевок. Диаметр дюзы 2,0-3,5 мм. Некоторые фирмы выпускают специальные распылители для жидких шпатлевок.
— Специальные распылители антигравийных материалов. Диаметр дюзы обычно равен 6 мм.

Распылители для грунтов и шпатлевок имеют больший расход воздуха и большее рабочее давление, чем для распыления красок. Одним и тем же распылителем можно наносить и краску, и грунт, и шпатлевку. Для этого нужно иметь три набора дюз и насадок для воздуха и устанавливать их на распылитель по мере надобности.

В набор обычно входит запорная игла, дюза для краски, воздушная насадка и еще какая-нибудь мелочевка типа полимерных уплотнителей. Тем не менее, лучше иметь три разных распылителя для всех видов распыляемых материалов плюс подкрасочный мини-распылитель. Плюс антигравийный пистолет.

Аэрографы.

Аэрографы — это малогабаритные распылители с верхним или нижним бачком объемом всего несколько миллилитров. Предназначены для популярной в настоящее время художественной росписи по кузову и не только, а также для мелкой подкраски. Аэрограф иногда называют воздушной кистью.

Несмотря на то, что аэрограф значительно меньше и проще большого распылителя, его стоимость довольно высока. Диаметр сменных дюз для распыления краски составляет 0,15-0,2-0,25 мм. Рабочее давление около 1 кг/см2 при расходе воздуха 20 л/мин.

Очистка распылителей от краски, грунта и шпатлевки.

После окончания работы необходимо очистить распылитель от остатков краски, лака, базовой эмали, грунта или шпатлевки. Делается это по возможности немедленно, особенно если речь ведется о распылителях жидких шпатлевок. Перед очисткой от распылителя отключают воздух. Распылитель можно очищать с разной степенью тщательности.

Проливка, или очистка распылителя без разборки.

Годится для очистки распылителей от лаков и красок, а также жидко разведенных грунтов. При проливке из распылителя сливают в подходящую посуду остатки краски. Затем заливают растворитель в бачок и кистью моют его стенки. Затеи опускают распылительную головку вниз и нажимают на курок. Сначала из дюзы распылителя вытекут остатки краски, затем начнет вытекать грязный растворитель.

Как только это произойдет, из бачка распылителя выливают грязный растворитель и заливают чистый. Процедура повторяется до трех раз, пока из распылителя не начнет вытекать чистый растворитель. Небольшое его количество оставляют в распылителе. Иногда распылитель не отключают от воздуха, и делают проливку, распыляя растворитель. Я не очень люблю этот способ, так как он сопровождается большим выбросом токсичного и слишком ароматного растворителя. Вы можете выбрать тот способ, который вам нравится больше.

Очистка распылителя с разборкой.

В обязательном порядке очищают распылители от густых грунтов и шпатлевок, поскольку проливка не удаляет полностью вязкий материал из распылительной головки и каналов подвода распыляемого материала. Очистку с разборкой предваряют проливкой.

Затем снимают бачок, распылительную головку и чистят их растворителем с помощью ершиков и жестких капроновых кистей. Запорную иглу также вынимают, моют, а внутренние полости распылителя чистят ершиком или небольшой капроновой кистью. После сборки распылитель дополнительно проливают, а уплотнитель запорной иглы смазывают специальной смазкой.

На воздушной насадке распылителя могут быть мелкие патентованные дырочки. Не забудьте промыть и продуть их, иначе они могут наглухо заклеиться высохшими лаком или эмалью. Не забывайте о технике безопасности. При промывке распылителей вы можете отравиться парами растворителя. Поэтому обеспечьте вентиляцию.

Иногда, особенно в жаркое время года, жидкая шпатлевка может отвердеть прямо в распылителе. В этом нет ничего страшного. Разбираете распылитель, и расковыриваете отвердевшую шпатлевку шилом. Далее чистите распылитель ершиком, жесткой кистью, проливаете его растворителем.

Хранить распылители лучше всего в отдельном шкафчике, в вертикальном положении, завернутыми в полиэтиленовый пакет. Многие маляры оставляют в чистом распылителе небольшое количество растворителя.

По материалам книги «Кузовной ремонт в гараже. Рихтовка, сварка, шпатлевка, окраска».
Шкунов И.В.

Похожие статьи: