Блок и головка цилиндров двигателя ЗМЗ-4062, устройство, каталожные номера узлов и деталей.

Блок цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 отливается из серого чугуна и составляет одно целое с цилиндрами и с верхней частью картера. Между цилиндрами имеются протоки для охлаждающей жидкости. 

Блок и головка цилиндров двигателя ЗМЗ-4062, устройство, каталожные номера узлов и деталей.

На верхней плоскости блока цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 расположены десять резьбовых отверстий М14х1,5 для крепления головки цилиндров. В нижней части блока расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников изготовлены из ковкого чугуна. Каждая крышка крепится к блоку двумя болтами M12х1,25. Торцы третьей крышки обрабатываются совместно с блоком для установки полушайб упорного подшипника.

Крышки подшипников растачиваются в сборе с блоком и поэтому при ремонте их надо устанавливать на свои места. Для облегчения установки на всех крышках, кроме третьей, выбиты их порядковые номера. К переднему торцу блока на паронитовых прокладках (левой и правой) крепится отлитая из алюминиевого сплава крышка цепи с резиновой манжетой для уплотнения носка коленчатого вала.

К заднему торцу блока блока цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 крепятся : шестью болтами М6 крышка с резиновой манжетой для уплотнения заднего конца коленчатого вала, шестью болтами М10 и двумя установочными штифтами отлитый из алюминиевого сплава колоколобразный картер сцепления.

Каталожные номера узлов и деталей головки и блока цилиндров двигателя ЗМЗ-4062.

Блок и головка цилиндров двигателя ЗМЗ-4062, устройство, каталожные номера узлов и деталей

Кроме того, для обеспечения дополнительной жесткости крепления картера сцепления нижняя его часть соединена с блоком цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 с помощью Г-образного усилителя, отлитого из алюминиевого сплава. Горизонтальная плоскость усилителя четырьмя болтами М10 крепится к нижней плоскости блока цилиндров, а вертикальная плоскость — двумя болтами к картеру сцепления.

Точная установка и жесткость крепления картера сцепления необходимы для правильной работы коробки передач. Технология обработки картера сцепления обеспечивает его взаимозаменяемость.

Головка цилиндров двигателя ЗМЗ-4062, устройство.

Головка цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 отлита из алюминиевого сплава, общая для всех цилиндров. Впускные и выпускные каналы выполнены раздельно для каждого из шестнадцати клапанов и расположены : впускные — с правой, выпускные — с левой стороны головки. Гнезда для клапанов расположены в два ряда относительно продольной оси двигателя.

Каждый цилиндр имеет два впускных и два выпускных клапана. Стержни клапанов имеют наклон к продольной вертикальной плоскости головки цилиндров : впускные — 17 градусов, выпускные — 18 градусов. Седла и направляющие втулки всех клапанов вставные. Седла изготовлены из жаропрочного чугуна, направляющие втулки — из серого чугуна.

Благодаря большому натягу при посадке седла в гнездо и направляющей втулки в отверстие головки цилиндров двигателя ЗМЗ-4062, обеспечивается их надежная и прочная посадка. На заводе, перед сборкой, головка нагревается до температуры 160-175 градусов, а седла и направляющие, втулки охлаждаются в двуокиси азота (сухом льду) до температуры примерно минус 40-45 градусов. При этом седло и втулка свободно или с легким усилием вставляются в гнездо или отверстие головки. Дополнительно металл головки цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 вокруг седел обжимается с помощью оправки.

Фаски в седлах и отверстия во втулках обрабатываются в сборе с головкой. Отверстия под свечи зажигания находятся в центре камер сгорания. Головка цилиндров крепится к блоку десятью болтами М14х1,5. Под головки болтов поставлены плоские стальные термоупрочненные шайбы. Между головкой и блоком цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 в сборе с крышкой цепи устанавливается прокладка из асбестового полотна, армированного металлическим каркасом и покрытого графитом. Окна в прокладке под камеры сгорания и отверстие масляного канала окантованы жестью. Толщина прокладки в сжатом состоянии 1,5 мм.

Схема установки и клеймения крышек распределительных валов двигателя ЗМЗ-4062.

Схема установки и клеймения крышек распределительных валов двигателя ЗМЗ-4062

В верхней части головки цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 расположены два ряда опор под шейки распределительных валов — впускного и выпускного, в каждом ряду по пять опор. Опоры образованы головкой цилиндров и съемными алюминиевыми крышками. Передняя крышка является общей для передних опор впускного и выпускного распределительных валов, крепится к головке четырьмя, остальные крышки — двумя болтами М8.

Правильное положение передней крышки обеспечивается двумя установочными штифтами-втулками, запрессованными в головку цилиндров. Крышки опор растачиваются в сборе с головкой и поэтому при ремонте их надо устанавливать на свои места. Для облегчения установки на всех крышках, кроме передней, выбиты номера. Номера выбиты клеймом в центре круглых бобышек, отлитых на верхней поверхности крышек.

Бобышки смещены относительно оси крышек. На крышках опор впускного распределительного вала — вправо, на крышках опор выпускного распределительного вала — влево, наблюдая со стороны картера сцепления. Номера «1», «2», «3», «4» относятся к крышкам опор впускного распредвала, а номера «5», «6», «7», «8» — к крышкам опор выпускного распредвала. Счет начинается от передней крышки.

Правильное положение головки на блоке цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 обеспечивается двумя установочными штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров. Объем камеры сгорания при поставленных на место клапанах и ввернутой свече зажигания составляет 57+-0,75 см3. Разница между объемами камер сгорания одной головки цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 не должна превышать 1 см3.

Добавить комментарий