Блок и головка цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4, устройство и конструкция коленчатого вала, поршня, поршневых колец, шатуна и маховика.

Блок цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 отлит из серого чугуна и выполнен в виде моноблока с картерной частью, опущенной ниже оси коленчатого вала на 60 мм. Масса блока цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 в сборе равна 60 кг.

Блок и головка цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4, устройство и конструкция коленчатого вала, поршня, поршневых колец, шатуна и маховика.

В нижней части блока цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 расположены пять опор коренных подшипников, закрываемых индивидуальными крышками. Крышки коренных подшипников, изготавливаемые из высокопрочного чугуна, обрабатываются в сборе с блоком цилиндров, поэтому являются не взаимозаменяемыми. Они пронумерованы для каждой коренной опоры в соответствии с их порядковыми номерами. При установке крышек замочные пазы под вкладыши в блоке цилиндров и в крышках располагают с одной стороны.

В картерной части блока цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 на специальных бобышках, имеющих крепежные отверстия с выходом в центральную масляную магистраль, устанавливаются форсунки для охлаждения поршней моторным маслом, оборудованные перепускными клапанами, открывающимися при давлении масла 1,1-1,6 кгс/см2. Вокруг цилиндров имеется полость для охлаждающей жидкости. На плоскостях переднего торца и верхней плиты имеются отверстия (каналы) для циркуляции охлаждающей жидкости и масла.

Устройство блока цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4.

Устройство блока цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4

Головка цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4.

Головка цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 отлита из специального алюминиевого сплава. В головке цилиндров располагаются:

— Впускные и выпускные газовые каналы, по два на каждый цилиндр.
— Рубашка охлаждения для отвода тепла от нагретых стенок камеры сгорания, распылителей топливных форсунок, седел и направляющих клапанов.
— Каналы системы смазки.

В верхней части головки цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 располагаются:

— Опоры распределительных валов и гидроопоры рычагов привода клапанов.
— Колодцы под топливные форсунки.
— Свечи накаливания.
— Болты крепления головки к блоку цилиндров.

Снаружи головки цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 имеются бобышки с резьбовыми отверстиями и фланцевые поверхности для установки и крепления:

— Навесного оборудования.
— ТНВД.
— Генератора.
— Топливного аккумулятора.
— Впускной трубы.
— Выпускного коллектора.
— Передней и задней крышек.
— Крышки клапанов.

Крышки 2, 3, 4 и 5-й опор распределительных валов выполнены единым блоком, крышки первых опор так же выполнены единым блоком. Все крышки распределительных валов обрабатываются в сборе с головкой, поэтому, они не взаимозаменяемы с крышками других головок. Масса головки цилиндров 15 кг.

Устройство головки цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4.

Устройство головки цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4

Прокладка головки цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4.

Прокладка головки цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 стальная, трехслойная. С уплотняющим покрытием в виде рисунка по периметрам окон цилиндров, каналов охлаждения и смазки. Толщина прокладки головки цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 — 1,02 мм.

Устройство прокладки головки цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4.

Устройство прокладки головки цилиндров двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4

Поршень двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4.

Поршень отлит из специального алюминиевого сплава DM104. В головке поршня выполнены камера сгорания омега-образной формы и канал охлаждения. Масса поршня стандартного размера — 581-591 г. Юбка поршня имеет бочкообразный вертикальный профиль и в поперечном сечении форму овала. Направление наименьшего диаметра овала совпадает с направлением оси поршневого пальца. Наибольший диаметр юбки поршня располагается на расстоянии 13 мм от нижней кромки поршня.

Юбка имеет специальный микрорельеф для удержания смазки и антифрикционное графитовое покрытие толщиной 7-15 мкм для снижения потерь на трение. На нижней кромке юбки выполнена выемка, которая обеспечивает безопасное расхождение поршня с трубкой форсунки охлаждения.

В головке поршня выполнены три канавки под поршневые кольца. В двух верхних установлены компрессионные кольца, в нижней – маслосъемное. Канавка под верхнее компрессионное кольцо выполнена в упрочняющей вставке из нирезистового чугуна. Ось отверстия под поршневой палец смещена на 0,5 мм от диаметральной плоскости поршня в сторону расположения впускных клапанов.

Поршни по диаметру юбки делятся на 3 размерные группы A, B и Y. По диаметру отверстия под поршневой палец и массе поршни на размерные (весовые) группы не делятся. Маркировка размерных групп и стрелка-указатель ориентации поршня в блоке цилиндров выбиваются на днище.

Устройство поршня двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4.

Устройство поршня двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4

Поршневые кольца.

Верхнее компрессионное кольцо изготовлено из стали RIK SP3 и имеет равносторонний трапецеидальный профиль (угол 6˚12´) и износостойкое антифрикционное покрытие наружной рабочей поверхности IP-251.

Нижнее компрессионное кольцо изготовлено из чугуна RIK 20A, имеет коническую («минутную» угол 1˚30´) наружную рабочую поверхность с износостойким антифрикционным покрытием. Высота кольца 2 — 0,01 — 0,03 мм.

Маслосъемное кольцо изготовлено из стали RIK SP3M, коробчатого типа, с пружинным расширителем, с износостойким антифрикционным покрытием рабочих поясков поверхности, обращенной к зеркалу цилиндра. Высота кольца 3 — 0,01 — 0,03 мм.

Поршневые кольца в сборе с поршнем.

Поршневые кольца в сборе с поршнем двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4

Поршневые кольца в соответствующие канавки устанавливаются маркировкой «R» вверх. Замки компрессионных колец разводят в противоположные стороны. Замок маслосъемного кольца разводят перпендикулярно линии, соединяющей стыки компрессионных.

Поршневой палец.

Трубчатого сечения, плавающего типа. При работе двигателя свободно вращается в бобышках поршня и втулке шатуна. Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами. Палец изготовлен из стали SCM42OH и для увеличения твердости и износостойкости наружная поверхность пальца подвергнута цементации. Поршневые пальцы по наружному диаметру на размерные группы не делятся. Масса пальца 272±1,5 г.

Поршневой палец двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4

Шатун.

Для повышения прочности кованый из легированной хромом и никелем стали 40ХН. Крышка шатуна из той же стали, обрабатывается в сборе с шатуном и является индивидуальной (не взаимозаменяемой) для каждого шатуна. Крышка к шатуну крепится болтами изготовленными из стали 38ХГНМ, имеющими центрирующие пояски для обеспечения постоянства формы опоры шатунного подшипника при разборке-сборке двигателя и для обеспечения его надежной работы.

Шатун двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4

В поршневую головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка, имеющая канавки для подвода смазки к сопряжению палец-втулка. В зависимости от массы шатуны делят на 2 группы и маркируют белой или зеленой краской.

— При массе шатуна от 1030 до 1035 г его маркируют белой краской.
— При массе от 1025 до 1030 г его маркируют зеленой краской.

Коленчатый вал двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4.

Кованый из легированной хромом, молибденом и ванадием высококачественной стали 42ХМФА. Пятиопорный, имеет для разгрузки опор восемь противовесов. Износостойкость рабочих поверхностей шеек коленчатого вала обеспечивается газовым азотированием. Масса коленчатого вала 25 кг.

— Диаметры коренных шеек: 61,951-61,965 мм
— Диаметры шатунных шеек: 55,961-55,975 мм
— Ширина шатунных шеек: 30-30,01 мм, коренных 34-34,3 мм, средней коренной 34-34,05 мм.

Коленчатый вал двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 в сборе с пробками, установочным штифтом и звездочкой.

Коленчатый вал двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 в сборе с пробками, установочным штифтом и звездочкой

Направление вращения коленчатого вала – правое (при направлении взгляда со стороны носка). Вал подвергнут динамической балансировке. В коренных (кроме средней) и шатунных шейках просверлены масляные каналы для подачи масла от коренных к шатунным подшипникам, соединенные между собой косыми отверстиями. Внешние выходы сверлений в кривошипах закрыты пробками. В процессе вращения коленчатого вала продукты износа, находящиеся в масле, отделяются за счет действия центробежной силы инерции и накапливаются в полостях под пробками.

На переднем конце коленчатого вала устанавливаются на шпонках ведущая звездочка привода распределительных валов и шкив-демпфер. Между ними установлена стальная распорная втулка. Перечисленные детали крепятся одним стяжным болтом М20х1,5.

Наружная поверхность распорной втулки, контактирующая с рабочей кромкой сальника, для увеличения износостойкости имеет закаленный слой. Передний конец коленчатого вала уплотняется резиновым сальником, установленным в крышке цепи, и резиновым кольцом круглого сечения, установленным между звездочкой и распорной втулкой.

Передний конец коленчатого вала в сборе.

Передний конец коленчатого вала в сборе

Шкив-демпфер коленчатого вала состоит из двухручьевого шкива под поликлиновые ремни и диска демпфера. Диск демпфера напрессован на шкив через кольцо демпфера. Демпфер служит для гашения крутильных и частично осевых колебаний коленчатого вала, благодаря чему:

— Обеспечивается равномерность работы ТНВД и ГРМ.
— Уменьшается шум.
— Облегчаются условия работы цепного привода распределительных валов.

На шкиве расположен ротор, имеющий «60 – 2» равномерно расположенных зуба, которые, пересекая магнитное поле датчика синхронизации, обеспечивают формирование импульсов, с помощью которых микропроцессорный блок управления определяет частоту вращения, угловое положения коленчатого вала и момент начала впрыска топлива.

Кромка паза, образованного на месте 2-х вырезанных зубьев, на зубчатом венце ротора, в момент нахождение поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке (ВМТ), составляет угол 114 градусов с плоскостью, проходящей через ось датчика положения коленчатого вала. Шкив-демпфер для устранения дисбаланса подвергнут статической балансировке.

На центрирующий цилиндрический посадочный выступ фланца коленчатого вала и установочную втулку, запрессованную в задний фланец коленчатого вала, установлен маховик, прикрепленный к фланцу с помощью восьми самостопорящихся болтов через термоупрочненную шайбу. Термоупрочненная шайба служит для увеличения надежности соединения. В гнездо маховика установлен подшипник передней опоры первичного вала коробки передач.

Задний конец коленчатого вала.

Задний конец коленчатого вала

Задний конец коленчатого вала уплотняется с помощью резинового сальника, установленного в сальникодержателе. Сальник с сальникодержателем устанавливаются с помощью оправки ЗМ 7853-4357 и центрируются относительно коленчатого вала с помощью оправки ЗМ 7853-4418.

Применение оправки ЗМ 7853-4357 для установки заднего сальника с сальникодержателем на фланец коленчатого вала.

Применение оправки ЗМ 7853-4357 для установки заднего сальника с сальникодержателем на фланец коленчатого вала

Применение оправки ЗМ 7853-4418 для центрирования заднего сальника в сборе с сальникодержателем относительно заднего фланца коленчатого вала.

Применение оправки ЗМ 7853-4418 для центрирования заднего сальника в сборе с сальникодержателем относительно заднего фланца коленчатого вала

Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала — сталеалюминевые. Верхние вкладыши с канавками и отверстиями, нижние — без канавок и отверстий. Вкладыши шатунных подшипников сталеалюминевые, без канавок и отверстий.

Упорный подшипник коленчатого вала.

Осевое перемещение коленчатого вала ограничивается упорными полушайбами, расположенными по обе стороны средней (третьей) коренной опоры. Полушайбы антифрикционным слоем с пазами обращены к щекам коленчатого вала. Нижние полушайбы удерживаются от вращения за счет выступов, входящих в пазы на торцах крышки среднего коренного подшипника.

Средний коренной подшипник коленчатого вала.

Средний коренной подшипник коленчатого вала

Маховик.

Отлит из серого чугуна, имеет напрессованный стальной, упрочненный закалкой токами высокой частоты, зубчатый венец. Маховик подвергается статической балансировке отдельно от коленчатого вала. Масса маховика 13,2 кг.

На торце маховика, обращенном к двигателю, имеется паз (или глухое отверстие) под установочный штифт-фиксатор ЗМ7820-4582, обеспечивающий при сборке двигателя точное угловое положение первого кривошипа коленчатого вала и поршня первого цилиндра в ВМТ. Внешний торец маховика имеет шлифованную поверхность и резьбовые отверстия для монтажа сцепления.

Похожие статьи: