Система охлаждения двигателя ЗМЗ-4062, устройство, принцип работы, обслуживание, каталожные номера узлов и агрегатов системы охлаждения ЗМЗ-4062.

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-4062 жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Система состоит из водяной рубашки в блоке и головке цилиндров двигателя, водяного насоса, термостата, радиатора, расширительного бачка, электровентилятора, сливных краников, датчиков температуры охлаждающей жидкости, перегрева охлаждающей жидкости и включения электровентилятора, пробки расширительного бачка. В систему также включен радиатор отопителя кабины. 

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-4062, устройство, принцип работы, обслуживание, каталожные номера узлов и агрегатов системы охлаждения ЗМЗ-4062.

Поддержание правильного температурного режима двигателя ЗМЗ-4062 оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя и экономичность его работы. Оптимальная температура охлаждающей жидкости 80-90 градусов поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически, и электровентилятора, включаемого от датчика через реле управления электровентилятором при достижении температуры охлаждающей жидкости 92 градуса.

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-4062, устройство, принцип работы, обслуживание, каталожные номера узлов и агрегатов системы охлаждения ЗМЗ-4062

Электровентилятор включен до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не упадет до 87 градусов. В холодное время года для поддержания оптимальной температуры охлаждающей жидкости также используется утеплительный чехол, устанавливаемый на облицовку радиатора.

Контроль температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя ЗМЗ-4062.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов имеется указатель температуры, датчик которого ввернут в корпус термостата. Кроме того, в комбинации приборов имеется сигнальная лампа, загорающаяся при повышении температуры жидкости до 104-109 градусов. Датчик сигнальной лампы также ввернут в корпус термостата. При загорании лампы следует немедленно остановить двигатель, установить и устранить причину перегрева.

Каталожные номера узлов и деталей системы охлаждения двигателя ЗМЗ-4062.

Каталожные номера узлов и деталей системы охлаждения двигателя ЗМЗ-4062

Термостат ТС107-01, ТС107-1306100-05, ТА107-5, ТР2-1306100 системы охлаждения двигателя ЗМЗ-4062.

Термостат системы охлаждения двигателя ЗМЗ-4062 с твердым наполнителем, двухклапанный, типа ТС107-01, ТС107-1306100-05, ТА107-5, ТР2-1306100, расположен в корпусе 406.1306031-20, установленном на выходном отверстии головки блока цилиндров, и соединен шлангами с водяным насосом и радиатором. Основной клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 78-82 градуса. При температуре 94 градуса он полностью открыт.

Термостат ТС107-01, ТС107-1306100-05, ТА107-5, ТР2-1306100 системы охлаждения двигателя ЗМЗ-4062

При закрытом основном клапане жидкость в системе охлаждения двигателя циркулирует, минуя радиатор, через открытый дополнительный клапан термостата внутри рубашки охлаждения двигателя. При полностью открытом основном клапане дополнительный клапан закрыт и вся жидкость проходит через радиатор охлаждения.

Отопитель кузова соединен параллельно с радиатором, и термостат не отключает его от двигателя. Поэтому при прогреве двигателя не следует открывать заслонку воздухопритока и включать электродвигатель отопителя. Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая и включая циркуляцию жидкости через радиатор.

В холодную погоду, особенно при малых нагрузках двигателя, почти все тепло отводится в результате обдува двигателя холодным воздухом, и охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует.

Водяной насос 4062.1307010-32 системы охлаждения двигателя ЗМЗ-4062.

Водяной насос 4062.1307010-32 системы охлаждения двигателя ЗМЗ-4062 центробежного типа. Расположен и закреплен на крышке цепи. Подшипник отделен от охлаждающей жидкости самоподтягивающимся сальником неразборной конструкции, внутри которого расположены манжета и уплотняющая шайба. Жидкость, просачивающаяся через сальник, не попадает в подшипник, а вытекает наружу через контрольное отверстие, которое периодически надо прочищать.

Водяной насос 4062.1307010-32 системы охлаждения двигателя ЗМЗ-4062 центробежного типа

Подшипник от перемещения удерживается фиксатором, который завернут до упора и закернен. Подшипник заполняется смазкой при сборке, в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Ступица и крыльчатка водяного насоса напрессованы на валик подшипника.

Уход за системой охлаждения двигателя ЗМЗ-4062.

Уход за системой охлаждения двигателя ЗМЗ-4062 заключается в ежедневной проверке уровня охлаждающей жидкости ОЖ-40 «Лена» или ТОСОЛ А-40М в расширительном бачке на холодном двигателе. Уровень жидкости должен быть по метке MIN или выше ее на 3-5 см. При необходимости долейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок. В случае частой доливки проверьте герметичность системы.

При значительной утечке для восстановлении уровня допускается в исключительных случаях использовать воду. Однако при этом неизбежно понизится плотность смеси и повысится температура ее замерзания. Поэтому при первой возможности следует заменить смесь свежей охлаждающей жидкостью. При добавлении в систему охлаждения воды уровень в расширительном бачке должен быть выше метки MIN на 7-10 см.

Замена охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя ЗМЗ-4062.

Раз в два года в процессе эксплуатации рекомендуется заменить охлаждающую жидкость. Порядок замены охлаждающей жидкости следующий :

— Снять пробку с расширительного бачка и открыть краник отопителя.
— Слить охлаждающую жидкость через два краника 406.1305040-01, расположенные на правом бачке радиатора и с левой стороны блока цилиндров.
— Промыть систему охлаждения, дважды заполняя ее водой и прогревая двигатель до рабочей температуры 80-90 градусов.
— Залить свежую охлаждающую жидкость в расширительный бачок на 3-5 см выше метки MIN и поставить на место пробку бачка.

Запустить двигатель и дать ему поработать некоторое время на холостом ходу, при этом охлаждающая жидкость заполнит отопитель и уровень жидкости в расширительном бачке упадет. После этого следует долить охлаждающую жидкость в расширительный бачок.

Плотность охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя ЗМЗ-4062.

Перед началом зимней эксплуатации автомобиля следует проверить плотность жидкости в системе охлаждения. Она должна быть в пределах 1,075-1,085 г/см3 при температуре 20 градусов. При меньшем значении плотности охлаждающая жидкость замерзает при более высокой температуре.

Привод водяного насоса и генератора, натяжение ремня привода водяного насоса и генератора на двигателе ЗМЗ-4062.

Привод водяного насоса и генератора осуществляется поликлиновым ремнем 6РК1220 406.1308020-11, 406.1308020-12, 406.1308020-13, от коленчатого вала. Натяжение ремня производится изменением положения натяжного ролика 406.1308067-02. В процессе эксплуатации (особенно в начальный период) необходимо поддерживать правильное натяжение ремня привода водяного насоса и генератора. При слабом натяжении ремня происходит его пробуксовка, что приводит к неполноценной работе водяного насоса и генератора, а также к сильному нагреву и расслоению ремня.

Привод водяного насоса и генератора, натяжение ремня привода водяного насоса и генератора на двигателе ЗМЗ-4062

Чрезмерное натяжение ремня вызывает быстрый износ подшипников водяного насоса, генератора и натяжного ролика, а также вытягивание и разрушение самого ремня. Через 10 000 километров пробега следует проверять его натяжение. Стрела прогиба ремня при приложении усилия 8 даН (8 кгс) в центре ветви между шкивами генератора и водяного насоса должна составлять 15 мм.

Регулирование натяжения ремня производится натяжным роликом, снабженным болтом крепления и болтом перемещения. Для регулировки натяжения ремня необходимо :

— Ослабить болт крепления натяжного ролика.
— Болтом перемещения установить ролик в положение, обеспечивающее требуемое натяжение ремня.
— Затянуть болт крепления натяжного ролика.
— Проверить прогиб ремня.

Похожие статьи:

Добавить комментарий