Система вентиляции картера двигателя ЗМЗ-40524 на автомобилях Газель и Соболь закрытая, действующая за счет разрежения во впускной системе, создаваемого при работе двигателя. Система оборудована клапаном разрежения. Система вентиляции картера двигателя ЗМЗ-40524 с клапаном разрежения поддерживает разрежение в картере двигателя не более 40-50 мБар.
Запрещается эксплуатация двигателя ЗМЗ-40524 с негерметичной системой вентиляции картера и открытым маслоналивным патрубком. Это вызовет повышенный унос масла с картерными газами и загрязнение окружающей среды. Для предотвращения разгерметизации системы вентиляции необходимо плотно до упора закрывать крышку маслоналивного патрубка и плотно устанавливать указатель уровня масла.
Система вентиляции картера двигателя ЗМЗ-40524 Евро-3 на автомобилях Газель и Соболь, устройство, принцип действия, режимы работы.
Патрубок крышки клапанов соединен с системой впуска воздуха. Под воздействием разрежения в системе впуска газы, прорвавшиеся при сгорании топлива в картер двигателя, поступают с масляным туманом в головку цилиндров и далее – в полость, образованную крышкой клапанов и маслоотражателем.
Проходя через лабиринт, образованный перегородками маслоотражателя и крышки клапанов, масляные пары отделяются от картерных газов, и очищенные картерные газы поступают через клапан разрежения в систему впуска воздуха и цилиндры двигателя. Отделенное в маслоотделителе масло скапливается в ванночках маслоотражателя, откуда сливается по отверстиям патрубков в головку блока цилиндров.
Схема системы вентиляции картера двигателя ЗМЗ-40524 экологического класса Евро-3 на автомобилях Газель и Соболь.
Режимы работы системы вентиляции картера двигателя ЗМЗ-40524 Евро-3.
Отсос картерных газов из крышки клапанов при работе двигателя на режиме с закрытой дроссельной заслонкой (холостой ход) и при частичном ее открытии осуществляется через малую ветвь вентиляции (шланги) в ресивер. На остальных режимах – главным образом по основной ветви вентиляции картера (шланг, трубка вентиляции) в систему впуска воздуха на участке между воздушным фильтром и дросселем.
Движение картерных газов в крышке клапанов двигателя ЗМЗ-40524.
Система вентиляции картера двигателя ЗМЗ-40524 Евро-4 на автомобилях Газель и Соболь, устройство, принцип действия.
Патрубок клапана разрежения соединен с ресивером прямым шлангом вентиляции. Трубка подвода воздуха с обратным клапаном, соединяющая ресивер с крышкой клапанов, обеспечивает приток воздуха из системы впуска в систему вентиляции картера. А также исключает доступ картерных газов в пространство перед дросселем.
Под действием разрежения в ресивере газы, прорвавшиеся при сгорании топлива в картер двигателя и смешенные с масляным туманом, поступают в головку блока цилиндров и далее в полость маслоотделителя.
Устройство системы вентиляции картера и движение картерных газов через крышку клапанов на двигателе ЗМЗ-40524 экологического класса Евро-4.
В процессе движения картерных газов через лабиринт, образованный перегородками маслоотражателя и крышки клапанов, капли масла отделяются от газов. Отделенное масло через калиброванные отверстия и сливные каналы головки и блока цилиндров стекают в картер двигателя. Очищенные от масла картерные газы через открытый клапан разрежения и отверстие в клапане разряжения через прямой шланг поступают в ресивер и затем в камеру сгорания двигателя.
Режимы работы системы вентиляции картера двигателя ЗМЗ-40524 Евро-4.
Возможны три режима работы системы вентиляции картера двигателя ЗМЗ-40524 экологического класса Евро-4. Первый режим соответствует режиму холостого хода, дроссельная заслонка закрыта. Второй – режим номинальной мощности, дроссельная заслонка полностью открыта. Третий – частичное открытие дроссельной заслонки.
Состояние клапанов и движение потоков газов в системе вентиляции картера двигателя ЗМЗ-40524 Евро-4 на холостом ходу.
При закрытой дроссельной заслонке в ресивере создается высокое разрежение, под действием которого мембрана клапана разрежения перекрывает проходное сечение и газы поступают в ресивер только через отверстие диаметром 2 мм в клапане разряжения. Одновременно с этим открывается обратный клапан. Обеспечивая снижение разрежения в картере двигателя.
Состояние клапанов и движение потоков газов в системе вентиляции картера двигателя ЗМЗ-40524 Евро-4 на режиме номинальной мощности.
На этом режиме разрежение в ресивере минимальное и мембрана под действием пружины открывает проходное сечение. Газы в ресивер будут поступать через основное сечение клапана разрежения, а также через отверстие в клапане разряжения. Под действием более высокого разрежения перед дросселем обратный клапан закроется, чтобы предотвратить доступ картерных газов к дроссельной заслонке.
Это особенно необходимо при эксплуатации в зимний период. Перепад температур при определенном давлении картерных газов способствует выделению значительного количества конденсата паров воды. Наличие обратного клапана исключает осаждение капель конденсата на дроссельной заслонке, которое может привести к ее обледенению и заклиниванию в открытом положении.
На режимах частичного открытия дроссельной заслонки положения мембраны клапана разрежения и обратного клапана в трубке вентиляции будут промежуточными между полностью открытым и закрытым состоянием.
Клапан разрежения системы вентиляции картера двигателя ЗМЗ-40524.
Клапан разрежения служит для регулирования разрежения в картере и скорости движения картерных газов в лабиринте маслоотделителя в зависимости от режима работы двигателя. Клапан разрежения находится в крышке клапанов. Он состоит из диафрагмы, пружины и крышки. На диафрагму клапана сверху через отверстия сообщения с атмосферой крышки действует атмосферное давление. Снизу – усилие пружины и разрежение, возникающее в ресивере системы впуска воздуха. Благодаря клапану разрежения в картере двигателя ЗМЗ-40524 постоянно поддерживается разрежение 40-50 мм.вод.ст. (400-500 Па).
В зависимости от разрежения в ресивере диафрагма и пружина взаимодействуют друг на друга. Тем самым увеличивается или уменьшается проходное сечение, связывающее маслоотделитель в крышке клапанов с системой впуска воздуха. При сильном разрежении в системе впуска воздуха, например при чрезмерно загрязненном воздушном фильтре, диафрагма клапана полностью перекрывает канал отсоса картерных газов.