Сверхлегкие транспортные и боевые машины армии США, развозная машина Cushman 1002, багги Chenowth FAV.

Широчайший спектр всевозможных американских военных автомобилей нетрадиционных конструкций простирался от простейших трехколесных развозных микролитражных машин и военизированных спортивных багги до сложнейших колесных и многокатковых вездеходов со специальными видами движителей. 

Несмотря на многочисленность и разношерстность такой автотехники, ни одна из этих машин никогда не была признана военными и в серийное производство не поступала.

Сверхлегкие транспортные и боевые машины армии США, развозная машина Cushman 1002.

В отличие от большинства других стран мира в вооруженных силах США в весьма больших объемах использовали сверхкомпактные и сверхлегкие транспортные и боевые колесные средства специальных конструкций.

Начало такой оригинальной технике положила компания Cushman. Еще до войны начавшая выпускать трехколесные развозные армейские тележки грузоподъемностью до 180 килограм. В ходе последних войн они преобразились в миниатюрные доставочные грузовички. С микролитражными мотоциклетными агрегатами, применявшиеся на местных операциях и складских перевозках мелких грузов.

В 1960-е годы фирма Cushman вошла в состав корпорации Outboard Marine Corporation, ОМС, по выпуску лодочных моторов и катеров. Сохранив торговую марку Cushman. В 1960-1980 годы она создала целую гамму военных трехколесных грузовых и специальных машин с полезной нагрузкой от 250 килограмм до 1 тонны с мотоциклетными моторами мощностью 8-18 л.с. Одно или 2-х местными кабинами, одиночным передним управляемым колесом, двумя задними ведущими и коротким открытым кузовом или фургоном.

Сверхлегкие транспортные и боевые машины армии США, развозная машина Cushman 1002

Эти простые, достаточно быстроходные и маневренные машины до сих используются в воинских подразделениях для доставки почты и мелких грузов. А также служат в полиции. Аналогичные транспортные средства собирала фирма Westcoaster.

Автомобиль быстрого внедрения, багги Chenowth FAV — Fast Attack Vehicle.

Второй типично американской ветвью применения сверхлегких автомобилей в военном деле с начала 1980-х годов стало использование скоростных спортивных автомобилей багги. С колесной формулой 4×2 и задним расположением силового агрегата. Задними ведущими колесами увеличенного диаметра и ширины и небольшими передними управляемыми.

Своеобразную моду на боевые багги ввела калифорнийская компания Chenowth Racing Products. Создавшая совершенно новый класс скоростных военных машин с легким вооружением без дополнительной бронезащиты, предназначенных для проведения разведки. А также охраны границ, патрулирования и проведения скоротечных боевых операций в отдаленных пустынных регионах.

Свой первый 2-х местный боевой вариант фирма разработала в 1982 году и летом 1984 представила его как автомобиль быстрого внедрения — FAV (Fast Attack Vehicle). Это был доработанный серийный багги с трубчатыми рамой и аркой безопасности. Задним двигателем Volkswagen воздушного охлаждения, 4-х ступенчатой коробкой передач и независимой подвеской. Дополнительно оснащенный 12,7 мм пулеметом и радиостанцией.

Автомобиль быстрого внедрения, багги Chenowth FAV, Fast Attack Vehicle

Впоследствии эта машина послужила основой целого семейства армейских багги с разными силовыми агрегатами, оснащением, пулеметным и даже пушечным вооружением. Развивавших скорость на ровной плоскости до 130 км/ч и разгонявшихся до сотни за 10-12 секунд.

В 1985 году с использованием шасси своего неудавшегося будущего Хаммера компания Teledyne построила два образца 2-х местного 115 сильного боевого багги LFV (Light Forces Vehicle), напоминавшего открытый спортивный автомобиль для гонок по пересеченной местности. Дооборудованный противотанковой ракетной установкой. С полным снаряжением он весил всего 1125 кг, достигал скорости по гладкому песку 112 км/ч и с места до 48 км/ч разгонялся всего лишь за 4,5 секунды.

На рубеже холодной войны стоит создание еще одного класса компактных сверхлегких многоцелевых авиадесантируемых мотовездеходов (квадрициклов) с приводом на все колеса. Мода на них пришла из Японии. А первой в США в конце 1980-х их начала воплощать компания тракторного и сельскохозяйственного машиностроения John Deere, создавшая свой наиболее известный в последующие времена мини-вездеход Gator.

К началу 1990-х годов относятся первые работы американо-канадской компании Polaris по созданию необъятной программы двух и трехосных микровездеходов разных конструкций и назначения. Одним из приоритетов США в сфере сверхлегких машин в послевоенные годы стало совершенствование конструкции миниатюрных полноприводных транспортных средств. Они составили со временем целое поколение «Механический мул» (Mechanical Mule).

По материалам книги «Армейские автомобили НАТО». Е. Кочнев.

Добавить комментарий