Сцепление двигателя ЗМЗ-5143, нажимной и ведомый диск, устройство, принцип работы, эксплуатация.

Диафрагменное сцепление двигателя ЗМЗ-5143 на автомобиле Уаз Хантер сухое, однодисковое, постоянно замкнутое, состоит из нажимного диска в сборе : кожух, нажимной диск, нажимная диафрагменная пружина, соединительный пластины, опорные кольца, и ведомого диска в сборе с фрикционными накладками. 

Сцепление двигателя ЗМЗ-5143, устройство и принцип работы.

Сцепление двигателя ЗМЗ-5143 и механизм его выключения располагаются в колоколообразном алюминиевом картере 409.1601015, который крепится к фланцу блока цилиндров двигателя болтами. Для повышения жесткости нижняя часть картера сцепления соединена с блоком цилиндров через Г-образный усилитель 406.1601018-10. Центрирование картера сцепления относительно оси коленвала двигателя осуществляется с помощью двух штифтов, запрессованных во фланец блока цилиндров и входящих в отверстия на картере сцепления.

Сцепление двигателя ЗМЗ-5143, нажимной и ведомый диск, устройство, принцип работы, эксплуатация и неисправности

Кожух сцепления закреплен на маховике коленчатого вала двигателя шестью центрирующими специальными болтами. Усилие нажимной диафрагменной пружины создает необходимую силу трения на поверхностях фрикционных накладок и обеспечивает передачу крутящего момента от маховика через нажимной диск, кожух и соединительные пластины на ведомый диск сцепления и первичный вал коробки передач.

Нажимная диафрагменная пружина представляет собой тарельчатый усеченный конус, имеющий за счет прорезей в центральной части двенадцать лепестков, выполняющих роль рычажков выключения сцепления. Наружная не разрезанная часть зажата между двумя опорными кольцами за счет загибки усиков, выполненных на кожухе. Опорные кольца выполняют роль шарнира, относительно которого происходит поворот не разрезанной верхней части диафрагменной пружины при нажатии на концы лепестков.

Наружной частью диафрагменная нажимная пружина опирается на кольцевой выступ нажимного диска и отжимает его в сторону маховика. Соединительные пластины, три группы по три пластины в группе, одним концом приклепаны к выступам нажимного диска, а другим к кожуху сцепления. С их помощью происходит передача крутящего момента от кожуха на нажимной диск и отвод нажимного диска в сторону от маховика при выключении сцепления.

Сцепление двигателя ЗМЗ-5143, нажимной и ведомый диск, устройство, принцип работы, эксплуатация и неисправности

Нажимной диск 4064.1601090-04 в сборе балансируется путем установки на фланец специальных балансировочных грузиков или высверливанием во фланце кожуха на диаметре 273 мм отверстий диаметром 9 мм. Допустимый дисбаланс – не более 15 г.см.

Ведомый диск LUK 324021510 или LUK 324021511 диафрагменного сцепления двигателя ЗМЗ-5143.

Ведомый диск имеет две фрикционные накладки, приклепанные независимо одна от другой к пластинчатым пружинам, снабжен встроенным демпфером холостого хода и двухступенчатым гасителем крутильных колебаний. Демпфер холостого хода снижает стуки и вибрации коробки передач на холостом ходу. С возрастанием крутящего момента вступает в действие двухступенчатый гаситель крутильных колебаний.

Сначала сжимаются пружины 1-ой ступени демпфирования гасителя крутильных колебаний, далее начинают работать пружины 2-ой ступени. Наружный диаметр фрикционной накладки 240 мм, внутренний – 160 мм, толщина накладки 3.5 мм. Размерность шлицев ступицы ведомого диска 4х23х29 мм, число шлицев 10.

Особенности эксплуатации сцепления двигателя ЗМЗ-5143.

В процессе эксплуатации диафрагменное сцепление двигателя ЗМЗ-5143 не требует специального обслуживания, но иногда может понадобится его отрегулировать. Долговечность и надежность работы сцепления в большой мере будет зависит от правильного с ним обращения :

— выключать сцепление быстро и до упора педали в пол
— включать сцепление плавно, не допуская его броска, что вызовет дерганье автомобиля
— исключить замедленное включение сцепления с длительной пробуксовкой
— не держать сцепление выключенным при включенной передаче и работающем двигателе на автомобиле стоящем у светофора и т.п., обязательно использовать в таких случаях нейтраль в коробке передач и полностью включенное сцепление
— не держать ногу на педали сцепления во время движения автомобиля
— не использовать пробуксовку сцепления как способ удержания автомобиля на подъеме
— трогаться с места на первой передаче.

Похожие статьи:

Добавить комментарий