Разрядная вольт-амперная характеристика автомобильного аккумулятора, оценка технического состояния стартерного автомобильного аккумулятора.

Разрядная вольт-амперная характеристика стартерного автомобильного аккумулятора представляет собою зависимость напряжения на ее полюсных выводах от величины тока разряда на конкретный момент времени (10 с, 15 с или более).

Разрядная вольт-амперная характеристика автомобильного аккумулятора, оценка технического состояния стартерного автомобильного аккумулятора.

Увеличение тока разряда при соответствующем состоянии автомобильного аккумулятора (температура, заряженность) приводит к определенному снижению напряжения на полюсных выводах. Это позволяет оценивать вольт-амперную характеристику как начальную стадию стартерного разряда автомобильного аккумулятора, но различными токами. Эта разрядная вольт-амперная характеристика позволяет оценивать изменение напряжения в ту или иную сторону. При соответствующем изменении тока разряда.

Заряженная аккумуляторная батарея (плотность электролита 1,28 г/см3), состоящая из шести аккумуляторов (банок), при отсутствии тока во внешней цепи имеет напряжение на полюсных выводах порядка 12,80-12,90 В. Напряжение измеряется через 6-8 часов после прекращения заряда.

Как только аккумуляторная батарея подключается к цепи разряда, ее напряжение начинает снижаться. Чем продолжительнее по времени разряд, тем ниже напряжение на полюсных выводах батареи. Скорость снижения напряжения на батарее весьма существенно зависит от величины тока разряда. Чем больше ток разряда, тем быстрее происходит снижение напряжения.

На скорость снижения напряжения автомобильного аккумулятора также в значительной степени влияет температура электролита. Чем она ниже, тем меньше напряжение на батарее. При одинаковом значении тока и времени разряда. При прочих равных условиях разряда напряжение на аккумуляторе будет более низким. Если он не полностью заряжен.

Опыты показывают, что при увеличении тока разряда за конкретный интервал времени напряжение снижается на вполне конкретную (просчитываемую) величину. Правда, такая зависимость (почти линейная) напряжения на батарее от величины тока разряда относится только к определенному интервалу токов. От 1,5-2,0С20 до 10-12С20. При токах менее 1,5С20 или напряжении ниже 6,0 В на аккумуляторной батарее (при очень больших токах) рассматриваемая зависимость имеет нелинейный характер.

Разрядная вольт-амперная характеристика автомобильного аккумулятора.

Разрядная вольт-амперная характеристика автомобильного аккумулятора, оценка технического состояния стартерного автомобильного аккумулятора

Для удобства, при построении разрядной вольт-амперной зависимости нелинейные участки спрямляют. Продолжая полученную прямую линию для токов в указанном выше интервале в обе стороны. До пересечения с осями координат.

Точки пересечения имеют условное название:

Uo — напряжение начала разряда.
Iкз — ток короткого замыкания батареи.

Они служат для удобства построения разрядной характеристики при проведении электрического расчета системы пуска двигателя на заданные условия.

Методика получения разрядной вольт-амперной характеристики для автомобильного аккумулятора должна учитывать продолжительность разряда (попытка 10 с или более) одним значением тока. При этом должно быть не менее пяти значений величин разрядных токов. Входящих в указанный выше интервал. А число попыток пуска при каждой величине тока должно составлять не менее трех.

Для получения вольт-амперной характеристики, с учетом изменения степени заряженности автомобильного аккумулятора, перед экспериментом батарею готовят на заданную заряженность. С учетом необходимости получения достоверного результата вольт-амперной характеристики для конкретного типа (конструктивного исполнения) батарей в экспериментах должно быть задействовано не менее восьми однотипных батарей.

По мере износа электродов в течение срока их эксплуатации разрядная вольт-амперная характеристика снижается. Более всего это обнаруживается при отрицательных значениях температуры электролита. А также при наличии дефекта в отдельных банках автомобильного аккумулятора при положительной температуре.

Разрядная вольт-амперная характеристика включает начальную стадию стартерного разряда батареи различными по величине токами. Поэтому получаемые значения напряжения на полюсных выводах могут характеризовать состояние ее работоспособности в соответствующем режиме. Разряд заданным током предусматривает получение на полюсах конкретной величины напряжения. Если батарея технически исправна (нет дефекта) и не полностью изношены пластины.

Оценка технического состояния автомобильного аккумулятора.

Для оценки технического состояния автомобильного аккумулятора в тестовом режиме, ограниченном во времени разряда (например, 15—30 с) используют величину стартерного тока. Либо половину от величины тока холодной прокрутки или тока EN.

По вольт-амперной характеристике в этом режиме у разных типов аккумуляторных батарей напряжение на полюсных выводах должно быть не менее 10,0 В. Наличие дефекта в батарее, либо неполная заряженность не позволяет получить указанную величину напряжения. Такая аккумуляторная батарея должна пройти дополнительный заряд и проверку состояния.

Пропорциональное увеличение тока для аккумуляторных батарей большей емкости (одного конструктивного исполнения) дает возможность по разрядной вольт-амперной характеристике прогнозировать величину напряжения. Однако, для практических целей при оценке состояния автомобильного аккумулятора достаточно пользоваться стартерными токами. Характерными для пуска двигателя при положительной температуре.

По материалам справочника «Аккумуляторные батареи».
Курзуков Н. И., Ягнятинский В. М.

Похожие статьи: