Предварительный натяг подшипников коробки дифференциала ВАЗ и регулировка бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи.

Сначала помещаем в картер редуктора предварительно собранную коробку дифференциала ВАЗ в комплекте с наружными кольцами подшипников. Устанавливаем две регулировочные гайки (М64х1,5) так, чтобы они соприкасались с наружными кольцами подшипников. Устанавливаем крышки подшипников и затягиваем болты (S14, М10х1,25) моментом 4,4-5,5 кгсм. 

Предварительный натяг подшипников коробки дифференциала ВАЗ и регулировка бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи.

Предварительный натяг подшипников коробки дифференциала ВАЗ и регулировка бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи осуществляются одновременно. Эти операции рекомендуется производить при помощи приспособления A.95688R и ключа А.55085. Можно использовать более простое приспособление и ключи, представленные на рисунках ниже.

Контроль предварительного натяга подшипников коробки дифференциала и бокового зазора в зацеплении шестерен.

Предварительный натяг подшипников коробки дифференциала ВАЗ и регулировка бокового зазора в зацеплении шестерен

Стержни приспособления вворачиваются в стойки, которые ввернуты в отверстия под болты (S10, М6), крепящие стопорные пластины. При помощи гаек стержни устанавливаются на стойках так, чтобы зазор А между ними равнялся нулю (соприкосновение без усилия). Вращая руками (положив на зубчатый венец ветошь) ведомую шестерню, находим место зацепления с минимальным боковым зазором.

При покачивании ведомой шестерни должен быть слышен стук или ощущаться боковой зазор. Равномерно и последовательно проворачиваем регулировочные гайки, при этом крышки подшипников коробки дифференциала ВАЗ расходятся, соответственно начнут расходиться и стержни. Это расхождение контролируем по размеру А. Если подшипники новые, размер А должен быть около 0,45 мм, при приработанных подшипниках (пробег более 30 000 километров) — около 0,35 мм.

При наличии большого штангенциркуля можно непосредственно замерить расхождение крышек подшипников после затягивания гаек (размер В). Расхождение должно быть в пределах 0,20-0,25 мм.

Ключ для проворачивания регулировочных гаек подшипников коробки дифференциала ВАЗ, старая тормозная колодка передних тормозов.

Ключ для проворачивания регулировочных гаек подшипников коробки дифференциала ВАЗ, старая тормозная колодка передних тормозов

Регулируя преднатяг, постоянно контролируем боковой зазор в зацеплении, покачивая ведомую шестерню. Если боковой зазор исчезает, необходимо больше подтягивать левую регулировочную гайку, при этом возможно потребуется ослаблять правую.

При получении требуемого зазора А или расхождения крышек В снимаем левую часть приспособления. Если приспособление не устанавливалось, устанавливаем его правую часть, стойку и стержень, в котором болтом М6 закрепляем индикатор. Ножка индикатора должна упираться в боковую поверхность зуба ведомой шестерни у края зуба. Боковой зазор должен быть в пределах 0,08-0,13 мм.

Как правило, стремимся сделать зазор минимальным (0,08 мм) в самом «тесном» месте зацепления. Во всех случаях после регулировки бокового зазора необходимо провести простейшую проверку — ведомая шестерня должна проворачиваться рукой в обе стороны.

Ключ для проворачивания правой регулировочной гайки подшипника коробки дифференциала переднего моста ВАЗ-2121 Нива.

Ключ для проворачивания правой регулировочной гайки подшипника коробки дифференциала переднего моста ВАЗ-2121 Нива

Если боковой зазор не укладывается в норму (0,08-0,13 мм) после регулировки преднатяга подшипников, то одну регулировочную гайку отворачиваем, другую — заворачиваем на одинаковые углы. Напомним, заворачивание левой гайки увеличивает боковой зазор, а правой — уменьшает.

Шаг регулировочных гаек (заметим, что название условное, так как гайка — деталь с внутренней резьбой) равен 1,5 мм. Число внутренних выступов (впадин) гайки — 12, поэтому поворот гайки на один шаг по выступу (впадине) даст осевое перемещение гайки, равное 0,125 мм (1,5:12=0,125 мм), поворот на полшага соответственно даст осевое перемещение в 0,0625 мм.

После окончания регулировки гайки стопорятся пластинами с одним или двумя выступами. Поэтому в процессе регулировки бокового зазора (0,08-0,13 мм) необходимо обращать внимание на положение выступов (впадин) гайки относительно отверстия М6 в крышке подшипника, предназначенного для крепления стопорной пластины болтом М6.

Подгибать стопорные пластины под регулировочные гайки не следует. Известен случай, когда отломившаяся часть пластины во время движения автомобиля попала в зацепление и вывела из строя весь редуктор.

По материалам книги «Приспособления для ремонта автомобилей».
Росс Твег.