Масляный насос двигателя ЗМЗ-40524 шестеренчатого типа, установлен внутри масляного картера, крепится с прокладкой двумя болтами к блоку цилиндров и держателем к крышке третьего коренного подшипника.
Масляный насос, привод масляного насоса, масляный фильтр и термоклапан двигателя ЗМЗ-40524, устройство, принцип работы, размеры и зазоры сопрягаемых деталей.
Ведущая шестерня насоса неподвижно закреплена на валике с помощью штифта, а ведомая свободно вращается на оси запрессованной в корпусе насоса. На верхнем конце валика сделано шестигранное отверстие, в которое входит шестигранный валик привода масляного насоса. Центрирование ведущего валика насоса осуществляется благодаря посадке цилиндрического выступа корпуса насоса в отверстии блока цилиндров.
Корпус насоса отлит из алюминиевого сплава, перегородка и шестерни изготовлены из металлокерамики. К корпусу тремя винтами крепится литой из алюминиевого сплава приемный патрубок с сеткой, в котором установлен редукционный клапан.
Редукционный клапан масляного насоса двигателя ЗМЗ-40524, устройство.
Редукционный клапан плунжерного типа, расположен в приемном патрубке масляного насоса. Плунжер клапана стальной, для увеличения твердости и износостойкости наружная поверхность подвергнута нитроцементации. Под пружиной плунжера могут устанавливаться одна или две шайбы. Удалять установленные шайбы запрещается, поскольку это приведет к изменению давления открытия редукционного клапана.
Привод масляного насоса системы смазки двигателя ЗМЗ-40524, устройство.
Привод масляного насоса осуществляется парой винтовых шестерен от промежуточного вала привода распределительных валов. На промежуточном валу с помощью сегментной шпонки установлена и закреплена фланцевой гайкой ведущая шестерня. Ведомая шестерня напрессована на валик вращающийся в расточках блока цилиндров. В верхнюю часть ведомой шестерни запрессована стальная втулка имеющая внутреннее шестигранное отверстие.
В отверстие втулки вставляется шестигранный валик, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса. Сверху привод масляного насоса закрыт крышкой закрепленной через прокладку четырьмя болтами. Ведомая шестерня при вращении верхней торцовой поверхностью прижимается к крышке привода.
Ведущая и ведомая винтовые шестерни изготовлены из высокопрочного чугуна и азотированы для улучшения их износостойкости. Шестигранный валик изготовлен из легированной стали, подвергнут на концах углеродоазотированию для увеличения твердости и износостойкости. Валик привода стальной, с местной закалкой опорных поверхностей токами высокой частоты.
Размеры и зазоры сопрягаемых деталей масляного насоса, редукционного клапана, привода масляного насоса и термоклапана системы смазки двигателя ЗМЗ-40524.
Масляный фильтр для системы смазки двигателя ЗМЗ-40524, устройство и принцип работы.
На двигатель ЗМЗ-40524 устанавливается масляный фильтр 2101С-1012005-НК-2, 2105С-1012005-НК-2 «Колан», Украина или 406.1012005-02, 409.1012005 «Биг-фильтр», г. Санкт-Петербург, или 406.1012005-01 «Автоагрегат», г. Ливны. При техническом обслуживании двигателя ЗМЗ-40524 для замены используйте только вышеперечисленные фильтры.
Фильтры 2101С-1012005-НК-2, 2105С-1012005-НК-2, 406.1012005-02, 409.1012005 обеспечивают высокое качество фильтрации масла, снабжены фильтрующим элементом перепускного клапана, который снижает вероятность попадания неочищенного масла в систему смазки при пуске холодного двигателя и предельном загрязнении основного фильтрующего элемента.
Процесс фильтрования масла в фильтрах 2101С-1012005-НК-2, 2105С-1012005-НК-2, 406.1012005-02, 409.1012005 происходит следующим образом. Масло через отверстия в крышке подается под давлением в полость между наружной поверхностью основного фильтрующего элемента и корпусом, проходит через фильтрующую штору основного фильтрующего элемента, очищается и попадает через центральное отверстие крышки в центральную масляную магистраль системы смазки.
При предельном загрязнении основного фильтрующего элемента или холодном пуске, когда масло очень густое и с трудом проходит через основной фильтрующий элемент, открывается перепускной клапан и масло в двигатель проходит, очищаясь фильтрующим элементом перепускного клапана. Противодренажный клапан фильтра препятствует вытеканию масла из фильтра при стоянке автомобиля и последующему масляному голоданию двигателя при пуске.
Масляный фильтр 406.1012005-01 «Автоагрегат», г. Ливны устроен и работает аналогично представленным выше масляным фильтрам, но не содержит фильтрующего элемента перепускного клапана.
Термоклапан системы смазки двигателя ЗМЗ-40524, устройство и принцип работы.
Термоклапан предназначен для автоматического регулирования подачи масла в масляный радиатор в зависимости от температуры масла и его давления. На двигателе термоклапан установлен между блоком цилиндров и масляным фильтром. В алюминиевом корпусе термоклапана расположены предохранительный клапан, состоящий из шарика и пружины, и перепускной клапан, состоящий из плунжера, управляемого термосиловым датчиком, и пружины.
Клапаны закрыты резьбовыми пробками с уплотнительными прокладками. Шланг подачи масла в радиатор подсоединяется к штуцеру. Масло под давлением подается от масляного насоса в полость термоклапана А. При давлении масла выше 0,7-0,9 кгс/см2 шариковый клапан открывается и масло поступает в канал Б корпуса термоклапана к плунжеру.
При достижении температуры масла 79-83 градуса поршень термосилового элемента, омываемого потоком горячего масла, преодолевая сопротивление пружины, начинает перемещать плунжер, открывая путь потоку масла из канала Б термоклапана к масляному радиатору. Шариковый клапан предохраняет трущиеся детали двигателя от излишнего падения давления масла в системе смазки.
Масляный радиатор системы смазки двигателя ЗМЗ-40524 на автомобилях Газель и Соболь.
Масляный радиатор представляет собой змеевик из алюминиевой трубки и служит для дополнительного охлаждения масла. Масляный радиатор соединен с масляной магистралью двигателя ЗМЗ-40524 резиновым шлангом через термоклапан, который действует автоматически. Охлажденное моторное масло из радиатора сливается по шлангу в масляный картер двигателя.