Компрессоры, их типы и параметры, выбор компрессора для гаража, поршневые, аксиальные, коаксиальные и диафрагменные компрессоры, обслуживание, особенности работы зимой.

Торговая сеть предлагает компрессоры от разных производителей и по разным ценам. Среди компрессоров, так же, как и среди любых других товаров, есть изделия разного назначения и разных ценовых категорий. 

В специализированном магазине вам могут предложить небольшой винтовой компрессор с рефрижераторным (то есть в виде фреонового холодильного агрегата) осушителем воздуха по цене небольшого самолета. Конечно, изделие такого уровня украсит любой гараж. Однако экономическая целесообразность должна быть главным критерием при выборе компрессора.

Компрессоры, их типы и параметры, выбор компрессора для гаража, поршневые, аксиальные, коаксиальные и диафрагменные компрессоры, обслуживание, особенности работы зимой.

Независимо от принципа действия все компрессоры имеют четыре основных параметра:

1. Производительность.

Измеряется в литрах в минуту. Следует различать производительность по всасыванию и производительность по выходу, или эффективную. Производительность по всасыванию иногда называют геометрической. Она равна произведению объема цилиндра компрессора на число рабочих ходов в минуту.

Эффективная производительность учитывает все потери, с которыми связан процесс сжатия воздуха, и может быть ниже геометрической в 1,2—1,5 раза. Например, если производительность по всасыванию составляет 300 л/мин., то ожидаемая эффективная может оказаться не более 240 л/мин.

2. Рабочее давление.

Измеряется в кг/см2(ат), а также в bar и psi. 1 bar=0,98 кг/см2. Давление в psi — это давление в фунтах на квадратный дюйм. 1 bar=14,2 psi.

3. Объем ресивера.

Измеряется в литрах.

4. Потребляемая электрическая мощность.

Измеряется в киловаттах.

Рассмотрим эти параметры подробнее. Производительность компрессора напрямую определяется потребителями сжатого воздуха — распылителями краски или пневмоинструментом. Считается, что производительность компрессора должна хотя бы в полтора раза превышать расход воздуха потребителями.

Компрессоры, их типы и параметры, выбор компрессора для гаража, поршневые, аксиальные, коаксиальные и диафрагменные компрессоры, обслуживание, особенности работы зимой

Распылитель расходует 200-400 литров и более в минуту (большее значение соответствует распылителям HVLP). Это значит, что компрессор должен иметь производительность примерно 300—600 литров воздуха за то же время. Компрессоры с большой производительностью при прочих равных условиях не так сильно нагревают воздух, так как работают с перерывами, за которые воздух в ресивере успевает остыть.

Компрессоры с малой производительностью работают постоянно и гонят горячий воздух, который содержит больше водяных и масляных паров, чем холодный. Чем меньше воды и масла в сжатом воздухе, тем лучше качество окраски. У некоторых профессиональных компрессоров сжатый воздух проходит через холодильник. Где практически полностью освобождается от крупных капельных фракций воды и масла.

Рабочее давление и объем ресивера определяют, какой запас воздуха есть у вас в распоряжении. Он позволяет сгладить резкие перепады давления в воздушной магистрали при большом расходе воздуха. Ресивер позволяет также кратковременно питать потребители, расход воздуха у которых значительно превышает производительность компрессора. Вообще говоря, чем больше по объему ресивер, тем лучше.

В идеале, компрессоры должны иметь производительность 400—600 литров в минуту и ресивер литров хотя бы на 300. Однако основная масса доступных по цене и приемлемых по потреблению электроэнергии компрессоров имеет производительность 180-250 литров воздуха в минуту и ресивер на 20-50 литров, что не дотягивает даже до минимального потребного значения. Приходится идти на компромисс.

Потребляемая электрическая мощность — немаловажный параметр, особенно для гаражных условий. Как и в случае со сварочным аппаратом, электрическая мощность применяемого компрессора иной раз определяется не вашими потребностями, а реальными возможностями гаражной электросети. Если состояние сети неудовлетворительное, то придется ограничиться компрессором минимальной электрической мощности (1—1,5 кВт). Если электричества в гараже нет вообще, то можно использовать компрессоры на «бензиновом ходу».

Поршневые компрессоры.

Поршневые компрессоры наиболее распространены как в профессиональной, так и в бытовой сфере применений. Типичный поршневой компрессор состоит из одноцилиндровой компрессорной головки, электродвигателя и ресивера — емкости для накопления и хранения сжатого воздуха. В верхней части ресивера находится редуктор с манометрами, вентиль для воздуха и блок автоматики. В нижней части ресивера имеется клапан для слива конденсата.

Автоматика отключает компрессор, как только давление в ресивере достигает рабочего (8-12 кг/см2). По мере расхода воздуха при уменьшении давления в ресивере до определенной величины (6—8 кг/см2) автоматика вновь включает электродвигатель, и цикл повторяется. То есть работа компрессора носит циклический характер. Автоматика также выключит компрессор, если электродвигатель перегрелся.

На ресивере имеется аварийный клапан, срабатывающий при повышении давления свыше 12 кг/см2, а также клапан слива конденсата. На головке цилиндра компрессора установлен воздушный фильтр. Компрессор смазывается маслом, залитым в картер. На картере компрессора есть указатель уровня масла.

Аксиальные и коаксиальные компрессоры.

Если двигатель и компрессорная головка расположены на одной оси, то компрессор называют коаксиальным. Компрессоры для бытовых нужд делают именно такими. Это удешевляет конструкцию и уменьшает ее размеры, так как электродвигатель и компрессор образуют единый блок. Привод вала компрессора осуществляется напрямую. Если привод компрессора осуществляется клиноременной передачей, то перед нами аксиальный компрессор. Зачем вникать в эти тонкости?

Для того, чтобы сделать правильный выбор при покупке компрессора. Коаксиальные компрессоры быстроходные, работают довольно шумно и имеют относительно небольшой ресурс. Аксиальные компрессоры работают на более низких оборотах (благодаря ременной передаче), меньше шумят и имеют больший ресурс. Все профессиональные поршневые компрессоры — аксиального типа. Если вам нужен надежный компрессор для интенсивной эксплуатации, то предпочтительнее купить профессиональный компрессор аксиального типа.

Диафрагменные компрессоры.

В этих компрессорах нет поршня (вместо него работает резиновая диафрагма), а значит, нет проблемы попадания смазки в сжимаемый воздух. Диафрагменные компрессоры чаше всего предназначены для бытового применения. Они, как правило, имеют относительно невысокую производительность и рабочее давление.

Основное преимущество перед поршневыми аппаратами — отсутствие паров масла в сжатом воздухе. Вода из воздуха, однако, никуда не пропадает, поэтому отделять ее все равно придется. Кстати, поршневой компрессор тоже может быть безмасляным. Однако он имеет меньший ресурс по сравнению с тем, у которого поршень смазывается жидким маслом.

Диафрагменные компрессоры покупают художники вообще и занимающиеся росписью по кузову в частности. Эти компрессоры вполне подходят для того, чтобы питать сжатым воздухом небольшой подкрасочный распылитель или аэрограф.

Компрессоры для гаража.

Помимо основных требований, предъявляемых к компрессору, по производительности и рабочему давлению, необходимо учесть и требования, определяемые гаражными условиями. К ним мы относим отсутствие свободного места и состояние электросети.

Наиболее реальным будет приобретение бытового коаксиального компрессора мощностью около 2,5 кВт, с ресивером на 50 литров и рабочим давлением 8—12 кг/см2. Типичным представителем компрессоров с такими параметрами будет итальянский Fiac, модель GM-50-300, имеющий ресивер объемом 50 литров и производительность по всасыванию 300 л/мин. С его помощью можно выполнять практически все виды ремонтной окраски.

Другая серия компрессоров той же фирмы имеет V-образную 2-цилиндровую компрессорную головку с производительностью по всасыванию 400 л/мин, а ресивер объемом 50 литров, например, VX-50-402. Очень похож на него компрессор Fini модели Corsair 402М. Он имеет ресивер объемом 25 литров и такую же V-образную 2-цилиндровую компрессорную головку.
Эти компрессоры достаточно требовательны к качеству электрической сети.

Если компрессор будет использоваться интенсивно каждый день, то нужно приобретать производительный компрессор с ресивером от 50 литров и выше. Профессиональный поршневой аксиальный двухцилиндровый компрессор Remeza СБ 4/С-50 или СБ 4/C-100 белорусско-итальянского производства будет одним из возможных вариантов. Производительность по всасыванию этих компрессоров составляет порядка 280 л/мин., а объем ресивера составляет 50 и 100 л соответственно.

Такие компрессоры покупают гаражные маляры, у которых хватает работы. Для подкрасочных работ малого объема будет достаточно относительно недорогого поршневого компрессора мощностью 1—1,5 кВт с объемом ресивера 20—25 литров, например Fiac модель Euro-25 или очень похожий на него по параметрам, но более дешевый компрессор Bort.

Для этих же целей подойдет небольшой диафрагменный компрессор. Эти агрегаты, как уже отмечалось, в состоянии обеспечить воздухом небольшой подкрасочный распылитель или аэрограф. Небольшой компрессор не так нагружает электрическую сеть и может использоваться в качестве запасного.

Обслуживание компрессора и уход за ним.

Компрессоры, как и любая другая техника, требуют ухода и регулярного обслуживания.

Периодическая чистка или замена фильтрующего элемента.

В качестве такового используют нетканый материап, похожий на синтепон. Следует отметить, что если компрессор находится в том же помещении, где проводят окраску распылителем, то фильтр часто забивается липким «перепылом». Впоследствии эти частицы высыхают в материале фильтра и как бы склеивают его, уменьшая пропускную способность. Такой фильтр следует выбросить без сожаления и заменить новым.

Продвинутые гаражные мастера модернизируют компрессоры, устанавливая на них воздушные фильтры автомобильного типа, имеющие значительно меньшее сопротивление для засасываемого воздуха и лучшую фильтрующую способность.

Такой фильтр увеличивает ресурс компрессора, так как значительно лучше отфильтровывает абразивные частицы, содержащиеся в воздухе. В результате поршень и цилиндр меньше изнашиваются, и компрессор служит дольше. Кроме того, автомобильный фильтр можно купить на каждом углу.

Периодическая замена масла.

Масло следует применять только синтетическое, компрессорное.

Периодический слив конденсата, скопившегося в ресивере.

Для этого есть специальный клапан, расположенный в нижней части ресивера. Открывать его следует тогда, когда давление в ресивере сброшено.

Периодическая чистка компрессорного цилиндра и электродвигателя от пыли и грязи, затрудняющих теплоотвод.

После окончания работ необходимо выпустить сжатый воздух из ресивера. Ресивер не должен хранить сжатый воздух в течение длительного времени.

Особенности работы компрессора в зимнее время.

В зимнее время компрессоры работают без особых проблем. Однако есть некоторые особенности. Их можно перечислить в следующем порядке:

— Перед началом работы надо дать поработать компрессору 5-10 минут вхолостую, чтобы разогреть загустевшее масло в картере.
— После окончания работ необходимо отключить компрессор от сети и медленно выпустить воздух из ресивера через рабочий шланг. Вместе с воздухом наружу выйдет вода, накопившаяся в ресивере и шлангах. Делать это нужно сразу, пока компрессор теплый и конденсат не превратился в лед. Когда давление в ресивере упадет почти до нуля, нужно открыть клапан для слива конденсата и выпустить его остатки, не ушедшие через шланг.

Шланги также могут закупориться ледяными пробками. Если клапан замерз во время слива конденсата, необходимо аккуратно прогреть его феном и завершить начатое. То же самое проделывают со шлангами, когда в них замерзла вода. Если отбор воздуха ведется с большими паузами, то компрессор успевает промерзнуть и может не запуститься, когда давление в ресивере упадет до минимального рабочего и автоматика даст команду на запуск.

Электромотор гудит и не может начать вращение. В этом случае необходимо немедленно отключить компрессор от электрической сети. Затем полностью выпустить воздух из ресивера и только после этого повторить запуск.

По материалам книги «Кузовной ремонт в гараже. Рихтовка, сварка, шпатлевка, окраска».
Шкунов И.В.

Похожие статьи: