Двигатель УМЗ-4216 предназначен для использования на легковых и грузовых автомобилях с применением каталитического трехкомпонентного нейтрализатора в системе выпуска отработавших газов и обеспечивает выполнение в составе автомобиля норм на токсичность Евро-3 соответствующих Правилам №83-05 ЕЭК ООН.
Двигатель УМЗ-4216, характеристики, данные для регулировок и контроля, особенности запуска, остановки и обкатки двигателя УМЗ-4216.
Двигатель УМЗ-4216 содержит устройство для впрыска бензина во впускные каналы (топливопровод и форсунки), настроенную систему выпуска, а также датчики и исполнительные устройства для работы в адаптивной системе управления топливоподачей и зажиганием с обратными связями по кислородному датчику (в выхлопной системе) и датчику детонации (на головке блока цилиндров).
Комплектация двигателя 4216.1000400 — бензиновый двигатель с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива и зажиганием, в комплектации 4216.1000400-20 дополнительно насос гидроусилителем руля.
Двигатель УМЗ-4216, внешний вид слева, спереди и справа.
Технические характеристики двигателя УМЗ-4216.
Тип двигателя — 4-х тактный бензиновый с микропроцессорным управлением топливоподачей и зажиганием.
Число цилиндров — четыре.
Порядок работы цилиндров — 1– 2 – 4 – 3.
Диаметр цилиндра, мм — 100
Ход поршня, мм — 92
Рабочий объем, л — 2,89
Степень сжатия — 8,8
Номинальная мощность, кВт (л.с) при частоте вращения коленчатого вала 4000 оборотов в минуту :
брутто — 90,4 (123)
нетто — 78,7 (107)
Максимальный крутящий момент, Нм (кГсм) при частоте вращения коленчатого вала 2200-2500 оборотов в минуту :
брутто — 235,4 (24)
нетто — 220,7 (22,5)
Частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, оборотов в минуту :
минимальная — 800+-50
максимальная — 4500
Минимальный удельный расход топлива по скоростной внешней характеристике (комплектация «брутто»), не более, г/кВтч (г/л.с.ч) — 269,3 (198)
Расход масла на угар в % от расхода топлива (после пробега автомобиля 5000 км), не более — 0,2
Система питания топливом — распределенный фазированый впрыск.
Система охлаждения — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией.
Емкость системы охлаждения без емкости радиатора охлаждения, л — 3,5
Система смазки — комбинированная, под давлением и разбрызгиванием.
Емкость маслосистемы, без емкости маслорадиатора, л — 5,8
Электрооборудование — однопроводное, отрицательные выводы изделий соединены с корпусом автомобиля. Номинальное напряжение аккумуляторной батареи 12 Вольт.
Генератор — 9402.3701-17, 33.3771010, 4216.3708000-01
Стартер — 422.3708000, 5732.3708000
Система зажигания — микропроцессорная система управления зажиганием с обратной связью по детонации.
Сцепление — однодисковое, сухое.
Масса незаправленного смазкой двигателя, кг — 172
Данные для регулировок и контроля состояния двигателя УМЗ-4216.
Зазор между коромыслами и клапанами на холодном двигателе при 15-20 градусов, мм :
— для выпускных клапанов 1 и 4 цилиндров : 0,3-0,35
— для остальных клапанов : 0,35-0,4
Прогиб ремня при нажатии усилием 40Н (4 кгс), мм :
— между шкивами вентилятора и натяжного ролика : 8-10
— между шкивами генератора и водяного насоса : 7-9
— между шкивами коленчатого вала и насоса гидроусилителя руля : 12-17
Давление масла (для контроля, регулировке не подлежит) при температуре масла плюс 80 градусов, кПа (кгс/см2) :
при отключенном масляном радиаторе :
— при 700 об/мин : 125 (1,3)*
— при 2000 об/мин : 340 (3,5)*
при включенном масляном радиаторе :
— при 700 об/мин : 78 (0,8)*
— при 2000 об/мин : 245 (2,5)*
Минимальная частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, об/мин : 800+-50
Зазор между электродами свечей зажигания, мм : 0,7-0,8
Температура охлаждающей жидкости должна находиться в пределах, градусов : от плюс 80 до плюс 95
Установочный угол опережения зажигания (в градусах поворота коленчатого вала) : 5
Расход масла на угар, в процентах от расхода топлива : 0,2*
* — Величина показателей на гарантийный период работы двигателя.
Особенности запуска и остановки двигателя УМЗ-4216.
Перед запуском двигателя УМЗ-4216 с незаполненной системой питания рекомендуется для ускорения прокачки системы топливоподачи стравить воздух через специальный винт фильтра тонкой очистки топлива. Запуск и работа двигателя УМЗ-4216. с горящей контрольной диагностической лампой может привести к выходу из строя нейтрализатора и датчика концентрации кислорода. При пуске двигателя не следует нажимать на педаль управления дроссельной заслонкой.
После запуска двигателя система его управления автоматически установит положенные обороты двигателя для прогрева двигателя и будет постепенно, по мере прогрева двигателя, снижать их до минимальных. Если двигатель УМЗ-4216 не запускается с 3-х попыток, нажмите до упора на педаль управления дроссельной заслонкой и на 2-З секунды включите стартер. При этом блок управления отработает функцию «Режим продувки цилиндров двигателя»,после чего повторите попытку пуска. Перед остановкой двигателя необходимо дать ему поработать в течение 1-2 минут с малой частотой вращения коленчатого вала, после чего выключить зажигание.
Особенности обкатки двигателя УМЗ-4216.
Долговечная и безотказная работа двигателя УМЗ-4216 в значительной степени зависит от приработки деталей в начальный период эксплуатации. Соблюдайте в период обкатки следующие указания :
— Частота вращения коленчатого вала должна быть не боле 3000 оборотов в минуту.
— Избегайте перегрузки двигателя, не допускайте высоких скоростей движения и предельной нагрузки автомобиля.
— Следите за температурой охлаждающей жидкости. Избегайте работы двигателя при температуре охлаждающей жидкости близкой к предельной.