Сигнализатор уровня тормозной жидкости, принципиальная и электрическая схема, принцип работы, сборка сигнализатора и его настройка.

Тормозная система автомобиля не менее важна, чем аккумуляторная батарея. Если сядет аккумулятор и вы не сможете завести автомобиль, обычно можно найти другой способ передвижения. Но если не удастся вовремя остановить машину, дело кончится травмами или даже смертью для водителя и пассажиров. Нет возможности установить электронный контроль за всеми параметрами тормозной системы. Однако за уровнем тормозной жидкости можно следить с помощью простейшего сигнализатора, который подаст сигнал, как только уровень жидкости станет ниже установленного. 

Сигнализатор уровня тормозной жидкости, принципиальная и электрическая схема, принцип работы, сборка сигнализатора и его настройка.

Схема сигнализатора уровня тормозной жидкости, показанная на рисунке ниже, есть, вероятно, простейший путь в этом направлении. Контроль за уровнем тормозной жидкости ведется на основе измерения сопротивления между металлической емкостью и датчиком. Оно при нормальном уровне жидкости составляет примерно 20 кОм.

Принцип работы самодельного сигнализатора уровня тормозной жидкости.

Датчики Р1 и Р2 представляют собой тонкие стержни, опущенные в тормозную жидкость и изолированные от главного тормозного цилиндра. Через резисторы R1 и R2 подается смещение на транзисторы Q1 и Q2. Если уровень тормозной жидкости нормальный, то большая часть тока смещения стекает на землю через жидкость. Ни один из транзисторов не открывается. Все сигнализаторы остаются выключенными.

Электрическая схема самодельного сигнализатора уровня тормозной жидкости.

Сигнализатор уровня тормозной жидкости, принципиальная и электрическая схема, принцип работы, сборка сигнализатора и его настройка

Как только уровень жидкости в одном из резервуаров опустится ниже конца датчика, на базе соответствующего транзистора возникнет смещение. Открывшись, он зажжет светодиод. А смещением на базе Q3 включит звуковую сигнализацию.

Номиналы резисторов R1 и R2 могут отличаться друг от друга. Это зависит от коэффициента усиления транзистора и сопротивления между датчиком и корпусом емкости с тормозной жидкостью.

Монтаж и эксплуатация самодельного сигнализатора уровня тормозной жидкости.

Единственной относительно критической частью в сборке схемы самодельного сигнализатора уровня тормозной жидкости является монтаж двух датчиков. Очистите то место, где будут укреплены датчики. В качестве изолятора используйте небольшое количество эпоксидной или силиконовой смолы.

Датчики должны быть погружены в жидкость достаточно глубоко с тем, чтобы сигнализатор не срабатывал при расплескивании тормозной жидкости во время езды. После того как определите подходящее расположение датчиков, приклейте их эпоксидной смолой.

Чтобы смещение на базах транзисторов еще не открывало их, резисторы R1 и R2 должны быть достаточно большого номинала. Начальное сопротивление может быть около 330 кОм. После включения питания измерьте напряжение на базах транзисторов. Если оно будет ниже 0,15 В, резисторы подобраны правильно. Проводя подбор резисторов, контролируйте, чтобы датчики были погружены в жидкость на глубину по крайней мере 1,2 см.

После того как завершите подбор резисторов, медленно поднимите крышку главного цилиндра и заметьте момент, когда срабатывает сигнализатор. Если это произошло слишком быстро и до того момента, как датчики вышли наполовину из жидкости, номинал резистора следует увеличить.

Максимальную величину резистора удобно определять с помощью магазина сопротивлений. Он подключается вместо одного из резисторов R1 или R2. Датчики вынимают из тормозной жидкости. И начиная со значения 220 кОм, увеличивают сопротивление моста. То сопротивление, при котором отключится индикация (светодиод и звук), будет верхней границей номинала подбираемого резистора.

Конкретное его значение определяется, исходя из максимального напряжения на базе транзистора и показаний моста сопротивлений. Разместите светодиоды вблизи себя, чтобы при срабатывании звукового сигнализатора светодиоды показывали, где понижен уровень тормозной жидкости. Если вы не хотите визуальной индикации, то удалите светодиоды. А резисторы R3 и R4 соедините напрямую с положительной шиной питания.

Индикатор уровня тормозной жидкости, электрическая схема, принцип работы, сборка и настройка.

Этот индикатор уровня тормозной жидкости еще проще, чем первый, но работает только в случае неметаллического главного цилиндра тормозной системы. На рисунке ниже показана схема устройства. На поплавке, плавающем на поверхности жидкости, укреплен маленький магнит. Он должен находиться вблизи от язычкового выключателя, закрепленного на крышке контейнера.

Электрическая схема самодельного индикатора уровня тормозной жидкости.

Индикатор уровня тормозной жидкости, электрическая схема, принцип работы, сборка и настройка

Когда уровень жидкости высок, магнит держит контакты замкнутыми. При этом горит светодиод, а звуковой сигнализатор молчит. Как только уровень тормозной жидкости опустится ниже безопасного, разомкнутся контакты магнитного выключателя и ток пойдет на звуковой сигнализатор.

Сборка и эксплуатация самодельного индикатор уровня тормозной жидкости.

Главное при монтаже устройства — аккуратное соединение деталей проводами. Для размещения деталей подойдет любой пластмассовый корпус. Для всех внутренних соединений можно использовать любой подходящий провод. А для поплавка можно взять любой легкий материал (пробку, дерево и т.п.), который мог бы плавать и не вступал бы в реакцию с тормозной жидкостью.

Вырежьте из него круг так, чтобы он входил в резервуар с зазором 0,6 см по краю. Если резервуар имеет иную, чем круг, форму, форма поплавка должна ей соответствовать. Достаточно сильный и легкий ферритовый магнит прикрепите по центру наверху поплавка. Для этого хорошо использовать эпоксидную или силиконовую смолу.