Британские армейские джипы Wolseley Mudlark FV-1801, Austin Champ и Austin Mini, общие данные.

Фирмой, впервые взявшейся за создание целиком и полностью британского джипа, стала компания Wolseley. Уже имевшая некоторый опыт разработки военной автотехники. В 1948 году она спроектировала и собрала опытные образцы легкой многоцелевой машины Mudlark в открытом и полностью закрытом исполнениях. Джипы были построены в 30 экземплярах и носили военный индекс FV-1801. 

На фоне полного отсутствия конкуренции автомобиль выиграл приемочные испытания. В 1951 году военное ведомство выдало фирме заказ на изготовление 15 000 таких машин. Компания Wolseley не смогла выполнить его в заданный срок. И в 1952 его передали фирме Austin, разработавшей к тому времени свой вариант Champ, в целом очень похожий на неудавшийся Mudlark.

Британские армейские джипы Wolseley Mudlark FV-1801

В 1950-е годы компания Austin занималась также изготовлением характерных для Великобритании специальных капотных военных грузовиков категории 1 тонна, роль которых в США выполняли обычные пикапы. В этой работе участвовали также не менее известные фирмы Humber и Morris.

В 1960-е годы для участия в совместных испытаниях военного ведомства компании Bedford и Commer также представляли свои однотонные полноприводные джипы. Они были выполнены на шасси серийных пикапов. Их оборудовали 6 цилиндровыми дизелями мощностью 97 и 105 л.с, раздаточными коробками и широкопрофильными 16 дюймовыми шинами.

Стать победителями конкурсов им не удалось. Позднее для замены таких автомобилей были созданы оригинальные, но не слишком удачные джипы, созданные никому тогда не известными мелкими фирмами Stonefield и Reynolds Boughton, не оставившими в автомобильной истории какого-либо заметного следа.

Британские армейские джипы Austin Champ и Austin Mini, общие характеристики.

Знаменитая британская автомобильная компания Austin, основана известным конструктором и предпринимателем сэром Гербертом Остином в 1906 году близ Бирмингема. За восемь десятков лет своего существования она трудилась в основном на гражданские нужды страны, а ее сравнительно малоизвестная военная продукция являлась лишь мерой вынужденной и временной.

В годы Второй мировой Austin собирала целую гамму военизированных коммерческих машин и лишь небольшую толику настоящих полноприводных армейских вездеходов, редким потомкам которых с наступлением мира довелось продолжить военные традиции Austin. В первые же послевоенные годы военное ведомство поручило фирме еще одну важную миссию — создание принципиально нового легкого многоцелевого вездехода, который мог бы конкурировать как с американскими Виллисами, так и с продукцией других английских компаний.

Сделав короткую паузу, фирма с небольшим опозданием включилась в создание новой полноприводной автотехники. В большой степени этому способствовало появление в 1948 году принципиально нового легкого автомобиля Land Rover, нанесшего репутации Austin, считавшегося головным изготовителем легковых машин в стране, весьма ощутимый удар.

На Austin немедленно взялись за разработку собственного универсального джипа Champ. Позднее его недостатки постарались исправить во второй серии Gipsy. Соревнование с компанией Rover в области армейских джипов продолжалось многие годы, но выиграть его Austin так и не довелось.

Своеобразный реванш фирма Austin одержала в 1959 году, когда в ее программе появился сугубо гражданский легендарный переднеприводный легковой автомобиль Mini с закрытым 3-х дверным кузовом. Который тут же стали приспосабливать для патрульной службы, военной полиции и срочной доставки донесений и приказов.

Переднеприводный легковой автомобиль Austin Mini-Moke

Для этих целей особенно подошел полностью открытый прогулочный или пляжный вариант Mini-Moke. Такие автомобили, построенные в небольших количествах в 1962—1966 годах, оснащали разными двигателями поперечного расположения (848-948 см3, 34-37 л.с.) и простой независимой резиновой подвеской всех колес. Они имели собственную массу 535-600 кг и могли перевозить четырех человек и грузы массой до 280 кг.

Последней попыткой создания собственного армейского джипа в 1966 году стал полноприводный прототип Ant — военный вариант гражданского Mini-Moke. Он был оснащен новым 1,1 литровым мотором BMC серии A мощностью 50 л.с, синхронизированной 4-х ступенчатой коробкой передач, двухступенчатой раздаточной коробкой, независимой подвеской и 12 дюймовыми шинами.

При колесной базе около 2 метра его ширина составила всего 1370 мм, а снаряженная масса — 727 кг. Армейское применение таких своеобразных джипов ограничилось эффектными показами их высоких качеств на военных смотрах 1967 года.

По материалам книги «Армейские автомобили НАТО». Е. Кочнев.

Добавить комментарий