Устройство и обслуживание спидометра СП-45А, гибкий вал ГВН300-В, их возможные неисправности.

На грузопассажирских автомобилях семейства УАЗ-452 устанавливался спидометр СП-45А. Для привода спидометра использовался гибкий вал типа ГВН300-В, представляющий собой металлический трос, заключенный в гибкую металлическую оболочку. 

Устройство и обслуживание спидометра СП-45А.

Спидометр СП-45А состоит из стрелочного указателя скорости движения автомобиля и суммарного счетчика пройденного пути. При вращении магнита магнитные силовые линии пересекают катушку и наводят в ней электрические токи, создающие собственное магнитное поле. При взаимодействии поля вращающегося магнита с полем катушки создается крутящий момент, увлекающий катушку в сторону вращения магнита.

Устройство и обслуживание спидометра СП-45А, гибкий вал ГВН300-В, их возможные неисправности

Чем больше частота вращения магнита, тем больше угол поворота стрелки. Возвратная пружина стрелки подобрана таким образом, что отклонение стрелки происходит пропорционально скорости движения автомобиля. Суммарный счетчик пройденного пути состоит из барабанчиков, приводимых во вращение от приводного валика. На наружной стороне барабанчиков нанесены цифры от 0 до 9.

Спидометр СП-45А состоит из стрелочного указателя скорости движения автомобиля и суммарного счетчика пройденного пути

Барабанчики связаны между собой таким образом, что после одного полного оборота любого барабанчика соседний барабанчик слева повернется на одну десятую оборота, то есть на одно деление. После пробега автомобилем 99999,9 километров суммарный счетчик начинает отсчет пробега от нуля.

Техническое обслуживание спидометра СП-45А и гибкого вала ГВН300-В.

Следует периодически проверять надежность затяжки гаек крепления гибкого вала к спидометру и раздаточной коробке. Гайка вала со стороны спидометра должна быть завернута так, чтобы ниппель оболочки был плотно прижат к хвостовику спидометра и не качался при покачивании его рукой.

Один раз в год, при пробеге не более 25 000-30 000 километров, а при появлении колебаний стрелки спидометра при движении автомобиля и раньше, необходимо смазать гибкий вал. Для этого вал необходимо снять с автомобиля, вынуть трос из оболочки, промыть оболочку и трос в керосине и высушить, а затем смазать трос на 2/3 его длины со стороны раздаточной коробки и вставить в оболочку.

Для смазки вала рекомендуется применять графитную легкопроникающую смазку, используемую для смазки тросов управления жалюзи, дросселем и воздушной заслонкой карбюратора. Одновременно со смазкой гибкого вала следует смазать и спидометр вазелиновым маслом через отверстие пробки на хвостовике.

При осмотре автомобиля необходимо проверить правильность монтажа гибкого вала. Вал должен быть обязательно закреплен скобами и не должен иметь крутых изгибов, особенно вблизи его концов. При замене вал укладывать и закреплять на прежнюю трассу. Радиусы изгибов вала не должны быть менее 150 мм, в противном случае появляются колебания стрелки спидометра и стуки троса.

Возможные неисправности спидометра СП-45А и гибкого вала ГВН300-В.

Спидометр перестает давать показания в большинстве случаев из-за обрыва троса гибкого вала ГВН300-В или отвертывания гаек крепления вала к спидометру и раздаточной коробке. Неисправный трос следует заменить новым. В случае обрыва троса необходимо убедиться в том, что причиной обрыва не явилось заедание в спидометре. Трос во время проворачивания рукой обычно вращается без заеданий.

Стрелка исправного спидометра отходит от нулевого деления при резком повороте троса и плавно возвращается обратно. Продольное перемещение троса в оболочке считается нормальным, если оно находится в пределах 1-3 мм. Продольное перемещение троса проверяют покачиванием свободного не закрепленного конца троса со стороны раздаточной коробки. Отсутствие продольного перемещения троса недопустимо.

Колебание стрелки спидометра, особенно на малых скоростях движения, может происходить в результате отсутствия продольного перемещения троса внутри оболочки, недостаточного количества смазки внутри оболочки, неправильного монтажа гибкого вала ГВН300-В, радиусы менее 150 мм, а также в результате остаточной деформации троса от его случайных изгибов.

Похожие статьи:

Добавить комментарий