Специальные и полугусеничные исполнения внедорожника Land Rover, особенности конструкций.

Возвращаясь в предыдущие годы, следует обратить внимание на незаметную со стороны вторую жизнь всех видов многоцелевых Land Rover. Речь идет о многочисленных легкобронированных версиях различного назначения. Созданных на усиленных серийных шасси со специальными корпусами и вооружением специализированных британских изготовителей. 

Специальные и полугусеничные исполнения внедорожника Land Rover, особенности конструкций.

Их появление диктовалось военными реалиями, связанными с возникновением мелких конфликтов как в отдаленных британских колониях, так и на соседних островных владениях Великобритании. Первые импровизированные полубронированные машины появились еще в 1950-е и в начале 1960-х годов в Северной Ирландии (Ольстере), которую постоянно сотрясали межобщинные беспорядки.

Их собирали в мастерских военных и полицейских подразделений в Белфасте и оборудовали башенными пулеметными установками. А также пуленепробиваемыми 16-дюймовыми шинами, защитными сетками на окнах и фарах, прожекторами, громкоговорителями и штурмовыми лестницами. С 1965 года главную роль в разработке таких бронемашин приняла на себя небольшая фирма Short Brothers & Harland.

Ее колесная техника, собиравшаяся на длиннобазном шасси серий IIA, III и IV, носила марку Shorland и имела обозначения Mk-II, III и IV соответственно. Постоянно возраставшие потребности Ольстера в такой технике в 1980-е годы привели к новой волне самодеятельной разработки и выпуска местными мастерскими и верфями целой гаммы легко защищенных машин.

Специальные исполнения внедорожника Land Rover, особенности конструкций

Среди них были достаточно современные и эффективные экземпляры с собственными именами Simba, Shenzi, Tangi и Tenba. Они были оборудованы более вместительными корпусами повышенной высоты с навесной броней, бойницами, пуленепробиваемыми стеклами, защитой днища, передними отвалами, видеокамерами наблюдения и так далее.

Третьим направлением развития капотных Land Rover стало создание на их основе специализированных машин. Более грузоподъемных и вместительных трехосных и даже полугусеничных военных машин, не имевших аналогов в коммерческой программе. Изготовителями единичных образцов такой техники являлись английские компании «Хотспур» и «Лэйрд», собиравшие по заказам удлиненное шасси полной массой 3,5 тонны с колесными формулами 6×4 и 6×6.

Они были оборудованы различными открытыми или бортовыми кузовами с гидрокранами, противопожарным оснащением и бронекорпусами вместимостью до 12 человек. Их скорость по гладким дорогам достигала 120 км/ч. В апреле 1978 года к этим оригинальным машинам присоединился полугусеничный трехтонный автомобиль-тягач Centaur работы фирмы «Лэйрд». Он был оснащен 156 сильным двигателем Rover V8 и укороченными резинометаллическими гусеничными движителями от боевой машины Alvis Scorpion с тремя опорными катками на торсионной подвеске.

Полугусеничные исполнения внедорожника Land Rover, особенности конструкций

Базовый вариант был оснащен бортовой платформой для доставки десяти солдат или монтажа ракетного вооружения. Его собственная масса достигала 3048 кг. Максимальная скорость по шоссе — 80,5 км/ч. Во втором варианте шасси снабжалось полностью закрытым цельнометаллическим корпусом для перевозки раненых. Машин «Центавр» построили всего 7—8 экземпляров.

Помимо упомянутых армейских Land Rover, с 1970 года в ограниченных количествах в вооруженных силах Великобритании и ее союзников использовали также обычные грузопассажирские внедорожники Range Rover. Они применялись как штабные, санитарные или пожарные машины.

На таком шасси фирмы Scottorn и SMC выпускали специальные трехосные исполнения. В 1989 году к ним добавился вариант Discovery с легкобронированным кузовом. В 1990-е годы — грузопассажирский автомобиль Freelander. Кроме того, компания Land Rover постоянно работала над созданием нескольких типов полноприводных армейских грузовиков малых классов. Но на этом поприще достичь столь же высоких результатов ей не довелось.

По материалам книги «Армейские автомобили НАТО». Е. Кочнев.

Добавить комментарий