О книге : Журнал. Издание 2012 года.
Формат книги : файл pdf в архиве zip
Страниц : 16
Язык : Русский
Размер : 17.5 мб.
Скачивание : бесплатно, без ограничений и паролей
Санитарный автомобиль УАЗ-450А для медицинской службы воинских частей.
В семействе ульяновских вездеходов вагонной компоновки санитарные автомобили играли одну из ключевых ролей. Изначально все семейство автомобилей повышенной проходимости с кабиной над двигателем задумывалось для использования в армии. Военным был необходим небольшой санитарный автомобиль, рассчитанный на перевозку четырех человек на носилках, и небольшой, но вместительный фургон для размещения специального оборудования.
Именно эти две модификации стали первыми опытными образцами нового семейства, построенными в 1955 году. Их приоритетность перед другими моделями заметна даже в индексах — фургону и санитарке принадлежат первые две позиции: фургон УАЗ-450 и санитарный автомобиль УАЗ-450А.
Правда, вначале в серию пошел бортовой грузовик УАЗ-450Д как наиболее простой в освоении, в его конструкции было меньше всего штампованных деталей. Более сложные цельнометаллические фургоны стали серийными в конце 1958 года. Показательно, что в 1959 году выпуск санитарок в разы превышал выпуск фургонов (2696 против 406). Похожая ситуация складывалась и в последующие годы — санитарный автомобиль УАЗ-450А был самым массовым в семействе.
Конструктивно санитарный автомобиль УАЗ-450А — прямой наследник санитарных автомобилей времен Великой Отечественной войны, в частности, автомобиля ГАЗ-55. В его салоне можно было разместить четверых солдат на носилках. Носилки размещались в подвешенном состоянии в два яруса, по двое с каждого борта. Над ветровым стеклом УАЗ-450А устанавливался подсвечивающийся знак медицинской службы — красный крест и фара-искатель.
Такая система помимо простоты устройства обладала несколькими неоспоримыми преимуществами : во-первых, при использовании в качестве лежачих мест стандартных носилок не нужно было лишний раз перекладывать раненых, во-вторых, гибкая система подвески носилок частично компенсировала тряску, поскольку жесткая подвеска самого автомобиля не обеспечивала необходимого комфорта в пути, особенно на бездорожье.
При этом надо понимать, что санитарный автомобиль УАЗ-450А предназначался исключительно для транспортировки раненых и больных. Никакая медицинская помощь в пути не предусматривалась. И хотя в машине у водительской перегородки устанавливалось откидное сиденье для сопровождающего санитара, он не мог оказать никакой медпомощи из-за тесноты салона с четырьмя подвешенными носилками.
Справедливости ради следует что с полной загрузкой санитарные УАЗики использовались только в случае чрезвычайных обстоятельствах, чаще в них перевозили одного, реже — двух лежачих больных. Санитарные УАЗы поставлялись не только в армию, но и в учреждения Минздрава СССР. К сожалению, они были малопригодны для нужд медицинского гражданского транспорта, но выбирать не приходилось. В стране имелась масса населенных пунктов, откуда эвакуировать больного мог только санитарный УАЗ. В таких случаях было не до комфорта.
В мирное время армейские санитарные УАЗ курсировали между военными частями и госпиталями чаще всего без носилок, ведь тогда появлялась возможность перевести в кузове шесть человек. За специфическую внешность и медицинское назначение санитарные УАЗы очень быстро получили в народе прозвище «таблетка», которое как нельзя лучше характеризовало этот вид транспорта.