Рулевое управление автомобилей УАЗ-469 и УАЗ-469Б состоит из рулевого механизма с рулевой колонкой, рулевым колесом и рулевого привода. Рабочей парой рулевого механизма является глобоидальный червяк и двухгребневый ролик, установленный на оси в головке вала сошки.
Рулевое управление УАЗ-469 и УАЗ-469Б, общее устройство и различия.
Зацепление червяка с роликом регулируют винтом расположенным в боковой крышке картера. Сошка рулевого управления посажена на мелкие шлицы, нарезанные на конусе вала сошки. Правильность угловой установки сошки на вал обеспечивается наличием в ней четырех сдвоенных шлицев и соответствующих сдвоенных впадин ка валу, а плотность посадки достигается затягиванием гайки.
Положение сошки, соответствующее езде по прямой, должно совпадать со средним положением ролика вала сошки, находящегося в зацеплении с червяком. Допустимое отклонение — 25 градусов поворота рулевого колеса в ту или другую сторону. Среднее положение ролика определяется по минимальному зазору в зацеплении с червяком.
Рулевая колонка УАЗ-469 и УАЗ-469Б.
Рулевая колонка при помощи стремянки и втулки, компенсирующей перемещение кузова во время движения автомобиля, крепится к кронштейну распорки щитка передка и панели приборов. Для компенсации смещения рулевой колонки при установке рулевого управления между кронштейном и резиновой втулкой устанавливаются регулировочные прокладки, а отверстия в кронштейне для крепления стремянки выполняются овальными.
Рулевая колонка должна быть закреплена в положении, полученном при креплении картера к раме. Подтягивать рулевую колонку к кронштейну распорки при ее креплении не допускается, так как это приведет к изгибу вала рулевой колонки и неизбежной его поломке.
Тяги рулевого привода УАЗ-469 и УАЗ-469Б.
Тяги трубчатые, а рычаги отлиты заодно с поворотными цапфами. Все шарниры самоподжимающиеся и не требуют регулировки в эксплуатации. Шарниры рулевых тяг автомобиля УАЗ-469 герметически уплотнены и закладываемый в них при сборке запас консистентной смазки обеспечивает работоспособность шарниров в течение длительного времени.
Шарниры рулевых тяг автомобиля УАЗ-469Б отличаются устройством от шарниров автомобиля УАЗ-469 и не взаимозаменяемы с ними. Особенностью конструкции шарнира тяги рулевой трапеции УАЗ-469Б является наличие выступов на опорной пяте, которые расположены перпендикулярно оси тяги и через пружинные шайбы упираются в торец пальца и тем самым ограничивают опрокидывание тяги, возникающее в результате наличия изгиба тяги в горизонтальной плоскости.
От проворачивания опорная пята фиксируется усиком, который входит в отверстие для пресс-масленки. В шарнирах тяги сошки выступов на пяте нет, и пружинные шайбы отсутствуют. Шарниры уплотняются двумя сферическими шайбами с резиновым кольцом и пружинным колпачком.
Наличие изгиба в горизонтальной плоскости на тяге трапеции УАЗ-469Б не позволяет проводить регулировку схождения колес вращением самой тяги. Поэтому левый наконечник к тяге приварен, а между правым наконечником и тягой установлен регулировочный штуцер с внутренней правой и наружной левой резьбами, вращением которого регулируют схождение колес. На автомобиле УАЗ-469 тяга трапеции прямая с ввернутыми в нее наконечниками с правой и левой резьбами, что позволяет регулировать схождение колес вращением самой тяги.
Возможные неисправности рулевого управления УАЗ-469 и УАЗ-469Б.
Повышенная передача на рулевое колесо толчков со стороны дороги и вибрация рулевого колеса.
— Повышенные перемещения кузова относительно рулевой колонки при движении по неровной дороге.
Увеличенный свободный ход рулевого колеса, более 40 мм при измерении на ободе.
— Увеличение зазоров в шарнирных соединениях рулевых тяг.
— Ослабление крепления рычага поворотной цапфы.
— Не затянуты конусы шаровых пальцев.
— Износ или нарушение регулировки червяка и ролика.
— Износ или нарушение регулировки затяжки подшипников червяка.
— Ослабление затяжки гайки крепления сошки.
Осевое перемещение червяка ощутимое на рулевом колесе.
— Нарушение регулировки затяжки подшипников червяка.
— Износ подшипников или конусов червяка.
Осевое перемещение рулевого колеса на валу.
— Слабая затяжка гайки крепления рулевого колеса.
Радиальное перемещение рулевого вала ощутимое на рулевом колесе.
— Разрушение или износ подшипника в рулевой колонке.
— Ослабление крепления стремянки рулевой колонки.
Заедания в рулевом механизме.
— Неправильно отрегулированы боковой зазор в зацеплении червяка с роликом или затяжка подшипников червяка.
— Большой износ ролика или червяка
Скрип или щелчки в зацеплении.
— Отсутствие смазки.
— Разрушение рабочих поверхностей ролика или червяка.
Скрип в верхней части рулевой колонки.
— Отсутствие смазки в подшипнике рулевой колонки.
Тугое вращение рулевого колеса.
— Перекос рулевой колонки.
Подтекание смазки из рулевого механизма.
— Неисправный сальник вала рулевой сошки.
— Нарушение герметичности развальцовки трубки в нижней крышке.