Клапана, привод клапанов, гидроопора и промежуточный вал ЗМЗ-5143, общие сведения и устройство.

Впускной и выпускной клапана газораспределительного механизма (ГРМ) дизельного двигателя ЗМЗ-5143 изготовлены из жаропрочной стали, выпускной клапан имеет жароупорную износостойкую наплавку рабочей поверхности тарелки и наплавку из углеродистой стали на торце стержня, закаленную для повышения износостойкости. 

Впускной и выпускной клапана ГРМ двигателя ЗМЗ-5143.

Диаметры стержней впускного 514.1007010-20 или 514.1007010-21 и выпускного 514.1007012-20 или 514.1007012-21 клапанов — 6 мм. Тарелка впускного имеет диаметр 30 мм, а выпускного — 27 мм. Угол рабочей фаски у впускного клапана — 60 градусов, у выпускного — 45 градусов 30 минут. На конце стержня выполнены выточки для сухарей тарелок пружин клапанов.

Сухари и тарелка пружины клапана изготовлены из малоуглеродистой легированной стали и подвергнуты углеродоазотированию для повышения износосойкости. У сухарей размеры и форма элементов, охватывающих стержень клапана, дают возможность клапанам вращаться в процессе их работы. Под пружину устанавливается опорная стальная шайба.

Клапана, привод клапанов, гидроопора и промежуточный вал ЗМЗ-5143, общие сведения и устройство

Клапана работают в направляющих втулках изготовленных из дисперсно-упрочненного композиционного материала на основе порошковой меди или из поршкового материала на основе железа. Втулки клапанов снабжены стопорными кольцами.

Седла клапанов изготовлены из специального чугуна или из поршкового материала на основе железа. Седла запрессованы в головку блока цилиндров и окончательно обрабатываются в сборе с головкой. Для уменьшения расхода масла через зазор между втулкой и стержнем клапана, на верхние концы всех втулок напрессованы маслоотражательные колпачки 514.1007026 изготовленные из маслостойкой резины.

Привод клапанов ГРМ двигателя ЗМЗ-5143.

Клапаны приводятся от распределительных валов через одноплечий рычаг. Одним концом, имеющим внутреннюю сферическую поверхность, рычаг опирается на сферический торец плунжера гидроопоры. Другим концом, имеющим криволинейную поверхность, рычаг опирается на торец стержня клапана. Ролик рычага привода клапана беззазорно контактирует с кулачком распределительного вала.

Привод клапанов ГРМ дизельного двигателя ЗМЗ-5143

Для уменьшения трения в приводе клапанов ролик установлен на оси на игольчатом подшипнике. Рычаг передает перемещения, задаваемые кулачком распределительного вала, клапану. Применение гидроопоры исключает необходимость регулировать зазор между рычагом и клапаном. При установке на двигатель рычаг подсобирается с гидроопорой с помощью скобы охватывающей шейку плунжера гидроопоры.

Гидроопора INA F-46318.37 ГРМ двигателя ЗМЗ-5143.

Гидроопора INA F-46318.37 стальная, ее корпус выполнен в виде цилиндрического стакана, внутри которого размещен поршень с обратным шариковым клапаном и плунжер, который удерживается в корпусе стопорным кольцом. На наружной поверхности корпуса выполнены канавка и отверстие для подвода масла внутрь опоры из магистрали в головке блока цилиндров. Гидроопоры устанавливаются в расточенные отверстия в головке блока цилиндров.

Работает гидроопора следующим образом. При набегании кулачка распределительного вала на ролик рычага привода клапана давление под поршнем резко повышается, шариковый клапан закрывается, запирая находящееся в полости между корпусом и поршнем масло, которое становится рабочим телом, через которое передается усилие и движение от кулачка через рычаг к клапану.

Гидроопора ГРМ дизельного двигателя ЗМЗ-5143

Небольшая часть масла при этом выдавливается через зазор между корпусом и поршнем, при этом гидроопора проседает на величину 0.01-0.05 мм. При закрытии клапана, когда снимается усилие с гидроопоры, пружина прижимает поршень, плунжер и рычаг привода клапана к кулачку распределительного вала, выбирая зазор, шариковый клапан открывается, впуская в полость между корпусом и поршнем масло, после чего цикл повторяется.

Гидроопоры автоматически обеспечивают беззазорный контакт кулачков распределительных валов с роликами рычагов и клапанами, компенсируя износы сопрягаемых деталей : кулачков, роликов, сферических поверхностей плунжеров и рычагов, клапанов, фасок седел и тарелок клапанов. В центре сферы плунжера гидроопоры и в сферическом гнезде рычага привода клапанов выполнены отверстия для смазки сферических поверхностей плунжера и рычага, и рабочих поверхностей кулачка распределительного вала и ролика рычага.

Промежуточный вал 406.1006260-01 или 406.1006260-02 ГРМ двигателя ЗМЗ-5143.

Предназначен для передачи вращения от коленчатого вала распределительным валам через промежуточные звездочки, нижнюю и верхнюю цепи. Кроме этого, он служит для привода масляного насоса. Вал изготавливается из стали. Рабочие поверхности вала термообработаны. Промежуточный вал вращается в сталеалюминиевых втулках запрессованных в отверстия блока цилиндров.

Промежуточный вал ГРМ дизельного двигателя ЗМЗ-5143

От осевых перемещений промежуточный вал удерживается стальным фланцем, который закреплен двумя болтами М8 к переднему торцу блока цилиндров, между передней шейкой вала и ступицей ведомой звездочки. Осевой зазор обеспечивается разницей между длиной уступа на валу и толщиной фланца. Для повышения износостойкости фланец закален, а для улучшения приработки торцевые поверхности фланца шлифованы и фосфатированы.

На передний цилиндрический выступ вала установлена ведомая звездочка. Ведущая звездочка цилиндрическим выступом устанавливается в отверстие ведомой звездочки, а ее угловое положение фиксируется штифтом запрессованным в ступицу ведомой звездочки. Обе звездочки крепятся двумя болтами к промежуточному валу. Болты контрятся отгибом на их грани углов стопорной пластины.

На хвостовике промежуточного вала с помощью шпонки и гайки закреплена ведущая винтовая шестерня привода масляного насоса. Свободная поверхность промежуточного вала между опорными шейками герметично закрыта тонкостенной стальной трубой запрессованной на герметике в отверстия в приливах блока цилиндров.

Похожие статьи:

Добавить комментарий