История создания немецкого внедорожника Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen.

Задуманный как утилитарный внедорожник, перевозчик солдат, за 33 года своей славной истории Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen превратился в настоящий Rolls-Royce среди вездеходов. А его простой функциональный дизайн, который когда-то обвиняли в некой рабоче-крестьянской примитивности, теперь называют не иначе как классическим. 

История создания немецкого внедорожника Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen.

История Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen началась еще в далеком 1972 году. Именно тогда Daimler-Benz договорился со Steyr-Daimler-Puch (Австрия) о совместном производстве внедорожников. Выбор места и партнера был не случаен. Во-первых, изначально планировали выпускать машину сравнительно мелкой серией — около 10 тысяч в год.

Загружать производственные площади в Германии ради такого количества не было никакого смысла. Во-вторых, Steyr к тому моменту мог похвастаться большим опытом проектирования и производства полноприводной техники. С его конвейером уже сходили машины вагонной компоновки — Pinzgauer и Haflinger, созданные коллективом инженеров под руководством Эриха Ледвинки — сына легендарного инженера Ганса Ледвинки, долгое время работавшего на Tatra.

Внедорожник Haflinger, модель 2.

Ничего удивительного, что проектирование будущего совместного внедорожника было поручено именно Ледвинке. Первый прототип H2 (т. е. Hafiinger 2) с бензиновым мотором и коробкой передач от легкового Mercedes-Benz был готов в рекордные сроки. Поскольку машину проектировали прежде всего как армейскую, кузов был подчеркнуто упрощенной формы, с плоскими панелями и откидным лобовым стеклом для открытой модели.

Отличить опытный H2 от будущего серийного Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen можно было лишь по упрощенной передней части. Знаменитая радиаторная решетка с утопленными круглыми фарами появится только в 1976 году на прототипе Expedition. Сама конструкция H2, особенно если сравнивать с другими творениями Эриха Ледвинки, выглядела весьма консервативно. Обычная лестничная рама, рычажно-пружинная зависимая подвеска всех колес, дисковые тормоза спереди, барабанные сзади. Естественно с усилителем.

История создания немецкого внедорожника Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen

При этом будущая звезда офф-роуда могла похвастаться постоянным полным приводом с блокировками центрального и заднего дифференциалов. И никаких хребтовых рам, как на внедорожниках Steyr, управляемых задних колес и полностью независимой подвески, как на довоенном Mercedes-Benz G5. Уже в 1974 году прототипы принялись наматывать километры по самым суровым местам. На горном полигоне Steyr-Daimler-Puch — трассе Schockl недалеко от Граца, в угольном карьере.

В Скандинавии за Полярным кругом, в песчаных и каменистых пустынях Северной Африки, на Аравийском полуострове, а также на бездорожье Аргентины. Однако с запуском в серию Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen никто не торопился. Серьезным стимулом для проекта стал крупный заказ на 20 тысяч автомобилей для армии Ирана. Уже в феврале 1977 года Daimler-Benz AG совместно со Steyr-Daimler-Puch AG создают совместное предприятие GFG (Gelandefahrzeug-Gesellschaft). Производство было решено наладить на заводе в Граце, принадлежащем Steyr-Daimler-Puch.

История создания немецкого внедорожника Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen

По условиям договора в ФРГ делали двигатель, трансмиссию, мосты, рулевое управление и крупные детали кузова. За штампованные детали детали меньшего размера, а также раздаточную коробку отвечали австрийцы. Любопытными были условия раздела рынков сбыта. Большая часть выпущенных вездеходов должна была носить звезду Mercedes-Benz на радиаторной решетке, и лишь 10% от общего выпуска продавалось под маркой Puch. По условиям соглашения их реализация допускалась только в Австрии, Швейцарии, а также в странах Восточной Европы.

Уже в 1978 году был готов предсерийный образец  с мягким быстросъемным верхом, который теперь назывался Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen (т. е. автомобиль для пересеченной местности). Однако новое иранское правительство, пришедшее к власти в 1979 году после знаменитой исламской революции, столь важный заказ аннулировали.

История создания немецкого внедорожника Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen

Германская армия, на которую партнеры возлагали большие надежды, к новой машине интереса не проявила. К счастью, положение несколько выправилось за счет пограничников ФРГ, а также армий Аргентины и Норвегии.

Внедорожник Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen на службе.

Внезапно, еще до начала серийного производства, к Haflinger 2 проявили интерес французы. В 1978 году концерн PSA (Peugeot Citroen) купил лицензию на производство австрийско-германского внедорожника. Правда, с серьезными изменениями в конструкции и во внешности. Вместо круглых фар новый Peugeot P4 получил модные квадратные.

Панель приборов и руль — от легкого грузовика той же марки. Да и два двигателя — бензиновый 1.97 литра 79 л. с. и дизель 2.5 л 70 л. с — и ручная коробка передач также были производства Peugeot. Кроме того, французы пренебрегли блокировкой переднего дифференциала, которая на Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen уже появилась.

В серию машина пошла в 1981 году. А в 1985 производство перенесли на завод Panhard, принадлежащий PSA, где оно и оставалось вплоть до 1998-го. Причем в 90-х годах автомобили обзавелись автоматическими коробками передач и более мощными двигателями — от 90 до 109 л. с. Всего выпустили около 20 тысяч экземпляров, включая бронеавтомобили и облегченные авиадесантные варианты Veha. В свободную продажу они не поступали.

История создания немецкого внедорожника Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen

Тем временем оригинальный немецкий Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen постепенно находил признание у военных. Однако на вооружение бундесвера он поступил только в 1994 году как Mercedes-Benz Wolf. На армейские машины ставили пятицилиндровый турбодизель рабочим объемом 2874 см3 и мощностью 120 л. с. при 1800-2300 об/мин, а также четырехступенчатую АКПП. Кроме того, они получили 24-вольтовую электросистему, соответствующую стандартам NATO.

История создания немецкого внедорожника Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen

В отличии от французского коллеги, немецкий «вояка» мог похвастаться пусть простенькой, но все-таки шумоизоляцией, нормальной, а не стальной панелью приборов и даже дверными картами. На его базе концерн Rheinmetall быстро наладил производство бронированных и других специальных модификаций. К слову, Steyr также разработал и выпустил свой броневик на базе Gelandewagen — Survivor.

Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen серия 460.

Производство Mercedes-Benz/Puch Gelandewagen серии 460 началось 1 февраля 1979 года. Первоначально модельный ряд состоял из 230 G с четырехцилиндровым бензиновым карбюраторным двигателем рабочим объемом 2299 см3 и мощностью 90-102 л. с, 240 GD с четырехцилиндровым форкамерным дизелем рабочим объемом 2399 см3 и мощностью 72 л. с. и 300 GD с пятицилиндровым форкамерным дизелем рабочим объемом 2998 см3 и мощностью 80 л. с.

С такими моторами автомобиль развивал максимальную скорость 115-143 км/ч. Полезная нагрузка составляла солидные 655-920 кг при весе автомобиля в снаряженном состоянии 1730-1959 кг (в зависимости от модификации). Нагрузка же на крышу кузова достигала впечатляющих 200 кг. В начале 1980 года появился 280 GE, оснащенный шестицилиндровым рядным бензиновым двигателем с механическим впрыском топлива Bosch K-Jetronik рабочим объемом 2746 см3 и мощностью 156 л. с. при 5350 об/мин. Максимальная скорость подросла до 155 км/ч.

Все версии имели механическую четырехступенчатую трансмиссию и двухступенчатую раздаточную коробку. Полный привод можно было включать и выключать прямо во время езды, также как и блокировки дифференциалов на обоих мостах. Однако рулевое управление с гидроусилителем в базовой комплектации имели только модификации 300 GD и 280 GE.

История создания немецкого внедорожника Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen

На выбор предлагали универсал и кабриолет, а с 1980 года — фургон и шасси для установки различных кузовов. Все они выпускались с короткой (2400 мм) и длинной (2850 мм) базами. Причем длиннобазный универсал был четырехдверный, а «длинный» кабриолет могли заказать только военные — как в двух, так и в четырехдверном исполнении.

Первое время вариантов окраски Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen существовало всего пять: кремовый, пшеничный, бежевый, карминно-красный и цвет агавы. Интерьер изначально был достаточно скромным и при этом максимально унифицированным с другими автомобилями Daimler-Benz AG.

История создания немецкого внедорожника Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen

К примеру, тонкий руль и характерные круглые приборы позаимствовали от легкого грузовика Mercedes-Benz Transporter. Но при этом германо-австрийский внедорожник с самого начала мог похвастаться полноценной шумоизоляцией. С конца 1980 года для кабриолета с короткой базой стали предлагать твердый верх, а модели 280 GE и 300 GD обзавелись (правда, пока только в качестве опции) четырехступенчатой АКПП.

Кроме того, в список дополнительного оборудования вошли кондиционер, обогреватель Webasto и спортивные сиденья Recaro с яркой расцветкой. А еще появилась возможность заказать окраску «металлик». Впрочем, повышая комфорт, австрийские и немецкие инженеры не забывали и о рабочих модификациях.

На Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen начали устанавливать лебедки и кенгурины, защиту фар, дополнительные тридцатилитровые баки, вмонтированные в задние крылья, омыватели-стеклоочистителя для задней двери и боковые лавки вместо заднего дивана. Появился и вал отбора мощности, который можно было использовать для привода гидросистемы или генератора.

Удачному старту весьма помог специальный Mercedes-Benz 230 G перламутрового цвета, построенный лично для папы Иоанна-Павла II в 1980 году, который стали называть не иначе как «папамобиль». Однако этим продвижение модели не ограничилось: вездеходы Mercedes-Benz/Puch оказались и весьма неплохими спортсменами.

История создания немецкого внедорожника Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen

В 1982 году, выступая на модели Mercedes-Benz G-Model Gelandewagen 280 GE в ралли-рейде «Париж-Дакар» знаменитый гонщик Жак Бернар «Джеки» Икс (между прочим, звезда «Формулы-1» и ЛеМана) и Клод Брассер заняли второе, а Жан-Пьер Жоссо — третье место. В следующем году Икс и Брассер выиграли гонку. Причем на этот раз кузов их Mercedes-Benz 280 GE был оптимизирован в аэродинамической трубе и серьезно облегчен благодаря применению алюминиевых деталей. При этом мотор форсировали до 220 л. с.

В 1983 году объем военных заказов значительно снизился и чтобы оставаться на плаву требовалось сделать автомобиль еще более привлекательным для обычных покупателей. Для этого расширили цветовую палитру, добавили пятиступенчатую МКПП для моделей 280 GE и 300 GD и четырехступенчатый «автомат» для вышедшего годом ранее 230 GE, у которого за счет механического впрыска подняли мощность до 125 л. с. Выключатели и клавиши получили подсветку, сиденья стали удобнее, а «пухлый» руль пришел с Е-класса серии W123.

В 1985 году улучшили обивку, изменили конструкцию блокировок дифференциалов. Кабриолет вместо обычного брезента получил полноценный откидной верх с механикой тента. В этом же году канул в Лету «короткий» фургон, не пользовавшийся спросом. В 1986-м рулевое управление с гидроусилителем стало наконец стандартным оборудованием для всех моделей.

Четвертая модернизация модели в 1987 году порадовала такими предметами роскоши, как автоматическая антенна и окна, открывающиеся при помощи сервоприводов, а не вручную, как раньше. Производство серии 460 было прекращено в 1991 году. Наступало время совершенно другого Mercedes-Benz Gelandewagen.

По материалам автомобильного журнала «4х4 CLUB», № 12 2012 года.
Юрий Голубовский, фото фирм-производителей.

Добавить комментарий