Грузоподъемность внедорожника. Зависимость между весом и проходимостью.

Грузоподъемность — это разница между допустимой полной массой* и массой снаряженного автомобиля**, величина определяющая вес перевозимого груза на который рассчитана его конструкция. Для туристического или экспедиционного внедорожника является пожалуй основной эксплуатационной характеристикой, особенно при дальних автономных поездках с проживанием вдали от цивилизации в течении нескольких дней или недель.

Чем больше внедорожник будет утяжелен различным внешним навесным и внутренним оборудованием, тем больше возрастает его снаряженная масса, и тем меньше становится его грузоподъемность. Соответственно и взять с собой в поездку можно будет меньше снаряжения, так как грузоподъемность внедорожника — величина конечная. 

Грузоподъемность внедорожника. Необходимость оптимизации снаряженной массы автомобиля.

Грузоподъемность внедорожника можно несколько увеличить путем модернизации подвески на более мощную или жесткую. Например в случае с Уаз Хантер или Уаз Патриот это будет замена трехлистовых рессор на другие, с большим количеством листов, и установка более жестких пружин.

Но логичнее будет изначально более вдумчиво отнестись к вопросу оснащения машины дополнительным внешним обвесом, таким как передний и задний силовые бампера, лебедки, различного рода защиты и тому подобное.

Превышение пределов грузоподъемности автомобиля оказывает крайне негативное воздействие на его кузов и детали подвески, что ведет к их повышенному износу и в свою очередь к потере главных качеств экспедиционного автомобиля — надежности и живучести. Ремонтировать лопнувшие от перегрузки пружины или рессоры в условиях дикой природы будет крайне затруднительно.

Грузоподъемность внедорожника, оптимизация снаряженной массы автомобиля

Для более ясного понимания сути рассмотрим этот вопрос в цифрах на примере Уаз Патриот. Масса снаряженного Уаз Патриот в стандарте составляет 2050 кг., допустимая полная масса — 2650 кг. Разница в 600 кг. между ними — и есть грузоподъемность внедорожника.

И казалось бы, что такое для машины вес пары силовых бамперов и одной лебедки. Обратимся к цифрам : не самая мощная электрическая лебедка T-MAX EW-6500 с усилием 2950 кг. весит 30 килограмм, ну и силовые бампера добавят, с учетом веса снятых штатных, еще в среднем килограмм 40-50. Получаем всего около 70-80 килограмм дополнительного веса.

А теперь приблизительно подсчитаем вес снаряжения, продуктов и воды для простой трехдневной зимней поездки пяти человек за пределы населенных пунктов. Средний вес взрослого человека ростом 175 см. составляет около 80 килограмм, это без одежды и обуви. Добавим к этому, на каждого, по минимуму еще :

— на зимнюю одежду, обувь и личные вещи по карманам : 3 килограмма.
— на личное и общее снаряжение : 10 килограмм.
— на воду из расчета 2 литра воды на человека в сутки : 6 килограмм.
— на продукты из расчета веса среднего рациона на сутки в 1.2 кг. : округлим до 4 килограмм.

Итог на пять человек : (80+3+10+6+4) х 5 = 515 килограмм. Отнимаем и получаем 600 — 515 = 85 свободных килограмм всего в остатке.

Глядя на эти цифры, все дальнейшие рассуждения кажутся явно излишними. Даже загруженный по минимуму Уаз Патриот с двумя силовыми бамперами и одной лебедкой будет постоянно двигаться на пределе допустимой грузоподъемности, а то и несколько превышая ее. Ведь еще есть много вещей сомнительной степени нужности и востребованности, которые постоянно загружены в автомобиль.

Зависимость между весом внедорожника и его проходимостью.

Проходимость автомобиля напрямую зависит от его массы, и чем мягче несущие грунты, тем больше эта зависимость. Несомненно, такие факторы как клиренс, размер и агрессивность протектора шин, геометрическая проходимость и т.д., тоже имеют немаловажное значение, но масса автомобиля все равно должна оставаться в приоритете, даже если в некоторых случаях ее и можно будет несколько нивелировать понизив давление в шинах.

Грузоподъемность внедорожника, зависимость между весом и проходимостью

А еще вспомним про такое понятие, как удельная мощность автомобиля. Взяв в качестве примера тот же Уаз Патриот с его двигателем ЗМЗ-409 в 128 лошадиных сил, получаем, что на пустой автомобиль приходится 62.4 л.с. на тонну, при полной массе в 2.650 тонны — одну тонну уже тянут 48.3 лошади, а с перегрузом до 3.0 тонны — всего 42.6.

Крайне не разумно чрезмерно утяжелять внедорожник и превращать его в что то монстроподобное увешенное всевозможной дополнительной защитой с разных сторон, но при этом способного передвигаться по не самому сложному среднему бездорожью только исключительно с помощью лебедки.

Показательный и наглядный пример характеризующий зависимость между весом внедорожника и его проходимостью, это спортивные машины на базе серийных моделей специально подготовленные для участия во внедорожных соревнованиях. На них не только не навешивают ничего лишнего, а наоборот максимально облегчают, частично или полностью демонтируя детали кузова или заменяя их более легкими конструкциями, поэтому машина так легко и передвигается по бездорожью.

*Допустимая полная масса – это максимальная допустимая для эксплуатации масса снаряженной машины с грузом и людьми, предусматриваемая производителем.

**Масса снаряженного автомобиля — совокупная масса автомобиля со стандартным оборудованием, всеми необходимыми эксплуатационными жидкостями, полными баками топлива, но без пассажиров и груза. При этом в снаряженную массу сейчас обычно включают и вес водителя массой 75 кг.

Похожие статьи:

Добавить комментарий