Функции и принцип работы системы управления двигателем ЗМЗ-5143, работа системы в разных режимах, схемы, коды ошибок.

Система управления дизельным двигателем ЗМЗ-5143 на автомобиле Уаз-315148 Хантер предназначена для запуска двигателя, управления им в режиме движения и остановки. Основными функциями системы управления двигателем являются : управление свечами накаливания для обеспечения холодного пуска двигателя и его прогрева, управление рециркуляцией отработавших газов для снижения содержания окислов азота (NOx) в отработавших газах, управление работой электрического подкачивающего насоса для улучшения подачи топлива. 

Принцип работы системы управления двигателем ЗМЗ-5143.

Главным элементом системы управления двигателем, осуществляющим процесс управления, является микропроцессорный блок управления VS-9.2. Блок управления вырабатывает сигналы управления на основе данных, полученных от датчиков системы, контролирующих состояние двигателя, и программы заложенной в его памяти.

Схема соединений системы управления двигателем ЗМЗ-5143.

Функции и принцип работы системы управления двигателем ЗМЗ-5143, работа системы в разных режимах

Схема электрическая функциональная системы управления двигателя ЗМЗ-5143 с контроллером VS-9.2.

Схема электрическая функциональная системы управления ЗМЗ-5143 с контроллером VS-9.2

Компоненты :

A1 — контроллер, блок управления двигателем
A3 — комбинация или панель приборов
B3 — датчик температуры охлаждающей жидкости
BR1 — датчик синхронизации, датчик положения коленчатого вала
E1-E4 — свечи накаливания
FU1-FU9 — предохранитель плавкий
HL1 — диагностическая лампа двигателя
HL6 — лампа свечей накаливания
GB1 — аккумуляторная батарея
KA1 — реле главное
KA6 — реле свечей накаливания
KA9 — реле подогревателя топлива в фильтре
SA1 — выключатель зажигания
SA2 — выключатель массы
XS1 — соединитель диагностический

Электрические цепи :

15 — цепь от выключателя зажигания
30 — цепь питания от аккумулятора
Um — цепь питания от главного реле системы
GNP — масса силовая выходных каскадов контроллера

Остальные цепи имеют наименование выводов контроллера.

Запуск дизельного двигателя ЗМЗ-5143.

При повороте ключа в выключателе пуска в положение «I» в комбинации приборов загорается и гаснет через одну-две секунды диагностическая лампа. Это означает, что система исправна и готова к работе. В этот же момент напряжение бортовой сети поступает на клемму клапана отключения топливоподачи топливного насоса высокого давления (ТНВД) Bosch 0 460 414 217 и сигнал с блока управления поступает через реле 90.3747-10 на электрический подкачивающий насос.

Далее блок управления определяет температурное состояние двигателя по датчику температуры охлаждающей жидкости 19.3828. Если температура ниже плюс 23 градуса, то блок управления через реле 711.3747-02 выдает команду на включение свечей накаливания Bosch 0 250 202 029. При этом повторно загорается диагностическая лампа и горит не более 15 секунд, время зависит от температурного состояния двигателя, что свидетельствует о разогреве свечей накаливания.

Если примерно через 15 секунд лампа продолжает гореть, это свидетельствует об ошибках в системе, которые обнаружены системой самодиагностики. Запуск двигателя должен производиться с того момента, как лампа погаснет.

После запуска холодного двигателя свечи накаливания работают еще некоторое время, которое зависит от температуры охлаждающей жидкости. Если по истечении 20 секунд двигатель не запустился, то есть частота вращения коленчатого вала не превышает 500 об/мин, с блока управления поступает сигнал на отключение подкачивающего топливного насоса. В момент запуска двигателя с блока управления всегда, независимо от времени, поступает сигнал на включение насоса.

Работа двигателя ЗМЗ-5143 под нагрузкой в различных режимах.

После запуска и прогрева двигателя, в зависимости от нажатия на педаль акселератора, блок управления выдает электрические импульсы на электромагнитный клапан управления подачей вакуума от вакуумного насоса на клапан рециркуляции отработавших газов. Для управления рециркуляцией отработавших газов блок управления использует показания датчиков температуры охлаждающей жидкости, положения рычага подачи топлива ТНВД, положения коленчатого вала и данные заложенные в его память.

Регулирование мощности двигателя производится посредством управления рычагом подачи топлива ТНВД. В зависимости от величины перемещения рычага подачи топлива, ТНВД автоматически дозирует цикловую подачу топлива в зависимости от оборотов и степени наддува.

Управление рычагом подачи топлива производится педалью акселератора, установленной на автомобиле. Контроль за работой двигателя осуществляется датчиками, установленными в его системах. Показания датчиков отображаются на указателях, встроенных в комбинации приборов автомобиля. Электронный блок управления определяет число оборотов по датчику положения коленчатого вала Bosch 0 261 210 113.

Остановка дизельного двигателя ЗМЗ-5143.

При остановке двигателя, то есть частота вращения коленчатого вала не превышает 500 оборотов/минуту, электрический подкачивающий насос продолжает работать еще в течение 20 секунд, после чего поступает сигнал с блока управления на его отключение. При повороте ключа выключателя пуска в положение «0» подкачивающий насос и ТНВД прекращают работу сразу.

Коды неисправностей фиксируемые контроллером VS-9.2 дизельного двигателя ЗМЗ-5143.

В случае выхода из строя датчиков, исполнительных устройств или цепей системы управления, блок управления двигателем автоматически переходит в защищенный режим работы. При этом в комбинации приборов загорается и постоянно горит диагностическая лампа. Работа системы в защищенном режиме ухудшает запуск, особенно холодного двигателя, увеличивает токсичность и расход топлива.

0117 — низкий уровень сигнала в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости
0118 — высокий уровень сигнала в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости
0122 — низкий уровень сигнала в цепи датчика положения рычага ТНВД
0123 — высокий уровень сигнала в цепи датчика положения рычага ТНВД
0380 — неисправность цепи управления реле свечей накаливания
0487 — обрыв цепи управления клапаном рециркуляции
0489 — короткое замыкание на бортсеть цепи управления клапаном рециркуляции
0490 — короткое замыкание на массу цепи управления клапаном рециркуляции
0650 — неисправность цепи управления диагностической лампой Check Engine
0655 — неисправность цепи управления лампой прогрева двигателя
1106 — высокий уровень сигнала в силовой цепи свечей накаливания, короткое замыкание на бортсеть
1107 — низкий уровень сигнала в силовой цепи свечей накаливания, обрыв цепи

Добавить комментарий